Страхование грузов примеряется к новым маршрутам и рискам, пока — без изменения цен. Обзор

Интерфакс

 11 апреля 2022 г.

Годами устоявшийся бизнес страхования грузов с марта этого года стало лихорадить, транспортным компаниям в ответ на введенные против РФ международные экономические санкции приходится пересматривать логистику, ломать маршруты доставки. Как показал опрос страховщиков, проведенный «Интерфаксом», спрос на защиту грузов остается высоким, тарифы пока не меняются, но уже проявляются новые риски. Страховщики решают проблему организации перестрахования в новых условиях после закрытия традиционных международных рынков перестрахования. Резко упала доля авиаперевозок и в ряде случаев морских в общем объеме грузоперевозок. Перевозки автомобильным транспортом, напротив, расширяются, меняется состав команды грузоперевозчиков. Страховщики ожидают обострения рисков мошенничества и противоправных действий в сфере грузоперевозок.

Весенний разлом

В последние два года четко сформировавшийся каркас грузоперевозок подвергался лишь переменам, связанным с влиянием COVID-19, которые меняли потребительский спрос, структуру формирования грузов, транспортную логистику. Однако эти изменения не имели глубинного характера. По оценкам экспертов, в среднем стоимость автомобильных грузоперевозок по итогам 2021 года выросла примерно на 20%. Согласно данным Банка России, премии российских страховщиков по страхованию грузов увеличились за прошлый год на 21,4% по сравнению с 2020 годом, подавляющая часть договоров страхования традиционно связана с защитой грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Начало 2022 года было предсказуемым, эксперты ожидали дальнейшего восстановления рынка грузоперевозок и его роста.

С марта все пришло в движение. Как сообщили «Интерфаксу» в компании »Совкомбанк страхование», «в январе-феврале 2022 года существенных изменений на рынке страхования грузов не наблюдалось. В марте ситуация кардинально изменилась и продолжает меняться практически ежедневно». Отечественная логистика оперативно подстраивается под изменения, но «пока не установились «правила игры», любые прогнозы имеют краткосрочный характер».

«Мы видим тренд на прекращение воздушных перевозок из стран ЕС (редкие авиаперевозки осуществляются с несколькими перегрузками в нейтральных аэропортах). В части морских перевозок наблюдается кратное сокращение судозаходов в порты Северо-Запада. Администрации портов ЕС отказываются принимать суда под флагом РФ. Некоторые страны (например, Финляндия) прекратили принимать грузы, перевозимые из РФ по железной дороге», — сообщили в компании.

«Страховщики принимают во внимание происходящие изменения и в новых договорах исключают из покрытия военные риски в связи с тем, что часть территорий попала в зону высокого риска (навигация в Азовском море закрыта, а в Чёрном море зафиксированы случаи обстрелов коммерческих судов, минирование). Покрываемые страховые риски никогда не распространялись на арест, конфискацию или задержание грузов, перевозимых в интересах российских выгодоприобретателей. Использование новых маршрутов перевозок также повышает степень риска», — отмечают в компании. При этом значимых перемен в ходе пролонгации договоров страхования рисков основных грузовладельцев «Совкомбанк страхование» не регистрирует. Перевозки в восточном направлении развиваются, но возникают некоторые проблемы пропускной способности транспортных коридоров, для организации бесперебойной работы создает помехи неразвитость инфраструктуры. Страховщик допускает, что в перспективе «возможно развитие транзита грузов через Казахстан и Иран».

С начала весны менялась логистика грузоперевозок, подтвердил «Интерфаксу» начальник отдела страхования грузов департамента по страхованию имущественных рисков СК «РЕСО-Гарантия» Андрей Анохин. По его наблюдениям, «больше грузов стало перевозиться внутри РФ, с Дальнего Востока, из Китая, объем перевозок морским транспортом на этом направлении увеличился».

В компании пролонгации договоров страхования грузов происходят в рабочем порядке, в настоящее время в договоры страхования грузов вносятся корректировки «в связи с исключениями некоторых территорий из покрытия. Спрос на страхование увеличился со стороны дочерних компаний иностранных фирм, поскольку перестрахование на иностранных рынках сейчас закрыто», — отметил Анохин.

По его оценкам, сегодня «автотранспорт занимает 60% в общем объеме грузоперевозок, смешанный транспорт — 35%. Авиаперевозки практически прекратились, но и ранее — до закрытия авиаперелетов — их доля была небольшой примерно 5-10%».

Невысокую долю грузоперевозок авиатранспортом эксперты всегда связывали с дороговизной, ограничениями по грузовместимости. Выбор в пользу авиации делается обычно тогда, когда нет других, более дешевых способов доставки (географическая удаленность или срочность, особенности груза). Автомобильные же перевозки традиционно занимают ведущую роль в логистике с точки зрения доступности и частоты перевозок. Они «максимально легко реализуются (заказать машину для перевозки может даже совершенно неподготовленный человек), предсказуемы с точки зрения сроков, их проще всего контролировать», пояснил агентству эксперт крупной страховой компании в области защиты грузоперевозок.

«Более того, большинство перевозок другими видами транспорта, будь то авиация, железная дорога или море, начинаются или завершаются все равно автоперевозкой (так называемые перевозки первой/последней мили). Поэтому они так популярны и занимают значимую долю в портфеле каждого страховщика. И эта ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем», — обратил внимание он.

«Рынок грузоперевозок не замер, идет активный поиск новых партнеров и маршрутов, в том числе транзитных через другие страны», — заявила «Интерфаксу» управляющий директор по имущественным видам страхования компании «Ренессанс страхование» Марина Зюганова.

«В январе и феврале никаких новшеств на рынке не было, — сказала она. — В марте, кроме попавших под запрет перевозок и серьезного спада грузооборота с Европой, заметных изменений не происходило, по инерции продолжались перевозки в рамках контрактов 2020-2021 годов». Теперь многие международные перевозчики переориентируются на внутренний рынок, некоторые страны СНГ, Индию, Китай, Турцию, ОАЭ, Юго-Восточную Азию. «Объем перевозок из Европы существенно снизился, начинается переориентация на новые направления. Пролонгация договоров страхования грузов идет в штатном режиме, мы полностью выполняем все свои обязательства», — сказала Зюганова.

При этом, по ее словам, «демонстрируют спад все направления, которые испытывают сейчас логистические сложности (прежде всего авиаперевозки грузов, доля которых сейчас минимальна, и часть контейнерных перевозок). Напротив, отмечается рост страхования автомобильных и железнодорожных перевозок. «Обычно доля автоперевозок в портфеле страховых компаний лидирует, хотя у нескольких страховщиков основной объем приходился на морские мультимодальные перевозки, доля которых сейчас падает», — уточнила она.

Представитель «Ренессанс страхования» предположила, что «новые транспортные коридоры пока определяются, например, ушедших из РФ производителей товаров народного потребления, скорее всего, заменит Китай. В перспективе возможен рост грузооборота с ОАЭ и некоторыми из стран Европы, в том числе и по реэкспорту в Россию». Однако на создание новых каналов и поиск партнеров потребуется время. Если ситуация не изменится до конца лета, за 3-6 месяцев, рынок грузоперевозок переориентируется на новые направления.

«Такая серьезная перестройка обязательно потребует переоценки рисков (морские перевозки обычно низкорисковые, в отличие от длительных автомобильных транспортировок), — считает Зюганова. — Но точная оценка пока невозможна — нужно понимать специфику новых маршрутов». В то же время революционных изменений в договорах страхования она не ожидает: «будут корректировки по характеру грузов и по видам транспорта. Состав заказчиков меняется — уходящие из России компании заменятся новыми игроками рынка».

В компании ВСК агентству подтвердили — «рынок страхования грузов динамично меняется». Это связано не только с изменением маршрутов, но и «с ростом импорта из Азии у наших партнеров. Одновременно по ряду международных направлений объем грузоперевозок сокращается». Динамика пролонгации договоров защиты грузов в компании ВСК положительная. «В прошлом году договоры были заключены с рядом крупных клиентов, в том числе с компанией «Байкал Сервис» и другими. Продолжается интеграционная работа с крупными игроками — компаниями «Трансконтейнер» и «Союз-Логистик», привел данные управляющий портфелем по страхованию грузов и ответственности перевозчиков Страхового дома ВСК Владимир Алексахин.

Эксперты по страхованию грузов в ходе обсуждения темы отмечают, что логистика — одна из наиболее чувствительных к изменениям отраслей, но она быстро адаптируется. Уже в период пандемии COVID-19 произошли значимые изменения в структуре грузопотоков. В силу более жестких и продолжительных ограничений в Европе, сложностей с обработкой грузов в портах, неравномерного распределения контейнеров по мировым локациям еще в 2020 году отрасль определила серьезный сдвиг в пользу наземных перевозок с переориентацией на Дальний Восток и Азию. Эта тенденция продолжилась в 2021 и с высокой вероятностью сохранится в текущем году.

В компании «РЕСО-Гарантия» в перспективе ожидают всплеска интереса к страхованию грузов, «поскольку меняются логистические цепочки, уходят многие иностранные компании. Будет перераспределяться рынок поставщиков, перевозчиков, экспедиторов, которым потребуется страховая защита по грузам и по страхованию гражданской ответственности грузоперевозчика, экспедитора. Для иностранных компаний, которые остаются, будут закрыты возможности перестрахования в зарубежных перестраховочных компаниях, поэтому для российских страховщиков объем страхования будет дополнительно увеличиваться», — прогнозирует Анохин.

Как показал опрос агентства, коммерческие грузоперевозки и их страхование в Донецкую и Луганскую республики ранее не осуществлялось, не осуществляются и теперь.

Цена защиты – прежняя

Тарифы на страхование грузов с начала года не менялись. «Оснований для изменения тарифов в страховании грузов нет», — считает генеральный директор страхового брокера «Ростеха» — ООО «СБ «РТ-Страхование» Николай Галушин.

«При изменении маршрутов, увеличении транспортных цепочек, возможно увеличение стоимости страхования за счет использования большего количества видов транспорта, или в результате замены одного вида транспорта другим. Совершенно точно произойдут изменения в части запрета на предоставление покрытия в отношении военных рисков, в том числе рисков аннексии, ареста, удержания грузов по распоряжению властей отдельных государств», — пояснил он.

В СК «Ренессанс страхование» предполагают «рост издержек перевозчиков, это в основном простои (порты, таможни, сложности с вывозом). Для страховых компаний дополнительных издержек не возникло».

В «РЕСО-Гарантии» сообщили агентству, что не наблюдают изменения цен на страхование грузов и связывают это «с очень высокой конкуренцией» в сегменте. «Стабильный набор рисков сохраняется. Риск мошенничества может возрасти, как обычно это бывает в кризисные периоды экономики. По нашим условиям и правилам страхования этот риск исключается из покрытия», допускает Анохин.

Представитель «РЕСО-Гарантии» отметил, что с принятием ряда законодательных изменений, касающихся темы страхования рисков грузоперевозок, «появляется много новых клиентов по страхованию гражданской ответственности перевозчика. В том числе экспедиторы — грузоперевозчики начали больше страховать свою ответственность в связи с изменением законодательства». (Речь идет о поправках в ФЗ от 18 марта 2020 года № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 34 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» о праве экспедитора и перевозчика грузов страховать риск ответственности по договору перевозки, экспедирования).

Анализ поведения транспортных компаний в отношении страхования выявляет два разнонаправленных тренда, обращают внимание эксперты компании «Совкомбанк страхование». Один «показывает переориентацию транспортных компаний на страхование ответственности», второй показывает, что «крупные транспортные операторы, развивая свои продуктовые линейки, сами начали активнее продвигать услугу по страхованию грузов для своих заказчиков».

Апробируя новые маршруты, «страхователи не чувствуют былой уверенности в сохранной доставке, а также возможности получения компенсации убытка со стороны зарубежных перевозчиков», количество запросов на страхование грузоперевозок увеличилось. Много обращений при международных перевозках «содержат запрос на страхование косвенных рисков, таких, как несоблюдение сроков доставки. Вырос спрос и на страхование внутрироссийских перевозок, поскольку текущая ситуация может вызвать рост криминальных посягательств на грузы», допускают в компании.

В ВСК отметили, что «андеррайтинг международных перевозок сейчас зачастую носит индивидуальный характер». Среди дополнительных рисков страховщик ожидает «увеличение количества случаев противоправных действий третьих лиц на европейских маршрутах. Уже есть случаи, когда машины наших перевозчиков были атакованы гражданскими лицами в Европе», сообщил «Интерфаксу» Алексахин.

Замена перестрахования и убытки

Зарубежное перестрахование, в том числе рисков грузоперевозок, с введением санкций фактически закончилось после отказа ведущих и традиционных западных перестраховщиков от сотрудничества с российскими страховыми компаниями. Область поддержки Российской национальной перестраховочной компании (РНПК, «дочка» ЦБ) была расширена за счет увеличения доли обязательной цессии в 5 раз — с 10% до 50%.

«Все перестраховочные программы зеркально переходят в РНПК до конца года с сохранением всех текущих условий. Мы полностью уверены в надежности перестраховочной защиты на нашем российском рынке», — пояснили агентству в «РЕСО-Гарантии».

В «Совкомбанк страховании» подтвердили: «Большинство облигаторных программ российских страховщиков были оперативно размещены в РНПК в тех же объёмах, что ранее размещались на западных рынках в соответствии с очередностью, согласованной регулятором. По факультативным запросам пока сложно строить прогнозы, но полагаем, что РНПК сможет оперативно проработать и эту часть, продолжит быть центром компетенций, который поддержит отечественный страховой рынок».

Комментарии страховщиков показывают, что они не сталкиваются с серьезными проблемами при проведении расчетов по договорам защиты грузов. При этом Алексахин из ВСК отметил, что «все страховщики стараются перевести такие договоры в рубли, поскольку страховые компании несут повышенные валютные риски по договорам, в которых выплата страхового возмещения номинирована в иностранной валюте».

Рентабельность страхования грузоперевозок, при корректной оценке рисков и правильных превентивных мероприятиях, всегда была приемлемой, обратили внимание в «Ренессанс страховании». Это достаточно короткие по длительности договоры, и какие-либо сложности из-за колебаний курса валют в этом виде страхования не возникают. С территорией покрытия также проблем нет, опция «весь мир» стандартна в страховании грузоперевозок. Серьезные изменения в договорах вряд ли потребуются, речь будет идти просто об их адаптации к новым маршрутам. «Риски будут изменены с учетом, например, вида транспорта (допустим, подмочка груза при морских перевозках будет заменена на актуальные для железной дороги — сход состава с путей и другие)», пояснила агентству Зюганова из «Ренессанс страхования».

Одновременно в страховании грузов эксперты делают ставку на новые IT-технологии и быстрое их развитие. «Работать в ручном режиме во многих сегментах этого рынка невозможно», — убеждена Зюганова. Она признает, что «любая сложная ситуация в экономике неизбежно приводит к росту мошенничества». Опыт, например, 2008 и 2014 годов показал рост частоты убытков при грузоперевозках. «Но мы уже активизировали антифрод-программу и превентивную работу с убыточностью, поэтому маловероятно, что потребуется пересмотр тарифов. Средняя премия вырастет, но скорее из-за роста стоимости перевозимых грузов». Политика ценового демпинга, распространенная в прежние годы, уйдет в прошлое, «сейчас она абсолютно невозможна», полагает эксперт.

Между тем, эксперт другой ведущей страховой компании в области страхования грузов не исключает роста убыточности в страховании грузов с последующей перспективой роста цен на страхование грузов. «Мы определенно ожидаем изменения структуры выплат, в том числе, увеличения числа хищений грузов. Не меньшие опасения вызывает качество автомобильного парка, его техническое состояние и нормативное техобслуживание. При возникновении сложностей с ремонтом и поддержанием работоспособности систем с переходом на неоригинальные запчасти и комплектующие неизбежно ухудшится качество перевозок. Это приведет к увеличению убытков, связанных с возгораниями транспортных средств, а также с нарушениями температурного режима при перевозках. Тарифная политика — это результат фактической убыточности, а также предположений о возможных крупных происшествиях с грузами, особенно с грузами высокой стоимости. Если ситуация будет развиваться по пессимистичному сценарию, повышение тарифов неизбежно произойдет», — сказал он «Интерфаксу».

Справедливости ради, добавил он, следует отметить, что в 2020 году на фоне пандемии и тектонических сдвигов в логистике страховщики также опасались роста убытков, в том числе хищений, «однако их опасения не оправдались». Не все гипотетические риски реализуются на практике.

Удвоение выплат в 2021 году

Статистика Банка России по страхованию грузов за прошлый год показывает, что на долю десятки лидеров по сборам в страховании грузов пришлось 82,1% по сравнению с 81% годом ранее. В группу лидеров по объемам страхования грузов в 2021 году вошли ООО СК «НСГ», АО «Группа Ренессанс страхование», СПАО «Ингосстрах», САО «ВСК», АО «СОГАЗ», АО «СК «Пари», ПАО «САК «Энергогарант», АО «АльфаСтрахование», САО «РЕСО-Гарантия» и ООО «СК «Согласие». В составе десятки лидеров все компании продемонстрировали положительную динамику собора премий по защите грузов в прошлом году. Значительнее всего в группе объем премий увеличился у ООО «СК «Согласие» — на 38,9%. Лидером сектора по итогам 2021 года стало ООО СК «НСГ» с долей в общих сборах по защите грузов 16,1%. Ряд компаний из топ-10 по сборам воздержались от предоставления комментариев «Интерфаксу» о складывающейся сегодня ситуации на рынке страхования грузов.

Всего в 2021 году российские страховщики собрали 24,2 млрд рублей премий по страхованию грузов, что на 21,4% больше, чем в 2020 году. Выплаты по итогам 2021 года оказались на уровне 7,6 млрд рублей, увеличившись в 2,5 раза. Уровень выплат по итогам 2021 года увеличился вдвое по сравнению с 2020 годом и составил 31,3% вместо 15,1%.

За прошлый год страховщики РФ заключили 8,5 млн договоров страхования грузов, что в 2,3 раза превышает показатель 2020 года. При этом средняя премия по страхованию грузов снизилась на 46,7% — до 2,9 тыс. рублей. Страховщики урегулировали 133,7 тыс. страховых случаев в этой линии бизнеса, что на 54,1% больше, чем за 2020 год. Количество отказов в страховой выплате составило 30,2 тыс., в 3,2 раза больше показателя за 2020 год.

Наблюдавшийся в 2021 году рост премий по страхованию грузов глава ООО «СБ «РТ-Страхование» Галушин связывает «со стартом контрактов крупных транспортных компаний, которые оформляют договоры страхования в пользу грузоотправителей на каждую отдельную партию грузов или даже на отдельный груз. Именно с этим связан и кратный рост количества заключенных договоров при сравнительно несущественном росте премии. В качестве дополнительной причины роста премии по страхованию грузов в 2021 году стоит отметить рост курса доллара по отношению к рублю при сохранении практики страхования экспортно-импортных грузов со страховыми суммами, выраженными в иностранной валюте — увеличилась сумма премии в рублях, которая оплачивалась по договорам страхования».

В СК «Ренессанс страхование» считают, что влияние на статистику бизнеса по страхованию грузов в 2021 году оказали «новые программы страхования грузоперевозок сборных грузов. Именно они снижали средние премию и страховую сумму по договорам защиты грузов, а число самих договоров страхования увеличили».

Такие программы оказались «настоящим прорывом в страховании грузов, — убеждена Зюганова. — Еще десяток лет назад на рынке просто отсутствовали IT-решения, которые позволили сейчас реализовать эти проекты. Для классического страхования грузов с обычным документооборотом и обменом бордеро работа с такими небольшими отправлениями была просто невыгодной. Новые IT-инструменты обеспечивают страхование множества небольших отправлений, перевозимых одним сборным грузом. Этот сегмент требует очень серьезной инфраструктуры (в частности, наша компания использует решение на основе блокчейн) и умения работать с большим числом клиентов».

Статистику по количеству договоров и средней стоимости полиса другие эксперты страхового рынка также объясняют перераспределением логистических потоков: Все большее количество перевозок переходит в сегмент сборных грузов. Это означает, что в одной и той же машине везется груз не одного отправителя, а множества разных грузовладельцев, каждый из которых может быть застрахован отдельно. В структуре грузопотока выделяются более мелкие партии. Отсюда и увеличение числа договоров, и снижение «среднего чека» на отдельную перевозку.

При этом убыточность по перевозкам сборных грузов (и по почтовым отправлениям) выше средней, может даже превышать 100%, обратила внимание Зюганова из «Ренессанс Страхования». Традиционно страхование грузов имеет среднюю убыточность по портфелю активной страховой компании на уровне 40-50% в год, таким образом, рост доли сборных грузов в страховании действительно может влиять на общую убыточность. «В целом же на рынке ситуация с убыточностью абсолютно нормальная», — констатировала представитель «Ренессанс страхования».

Одновременно «резкий рост выплат в прошлом году по страхованию грузов произошел под влиянием выплат одной из компаний-лидеров, возможно, из-за какого-то разового крупного убытка», предположили в «Ренессанс страховании».

В свою очередь источник на страховом рынке пояснил «Интерфаксу», что единичная крупная выплата по страхованию грузов, сильно повлиявшая на общие итоги в сегменте в 2021 году, «была произведена по заключенному мировому соглашению по грузам АО «Рособоронэкспорт». Показатель складывался «в связи с формированием резервов под данную выплату или физическим осуществлением такого платежа. Мировое соглашение по убытку было подписано на сумму $50 млн», — добавил он.

Согласно данным ЦБ РФ, общий уровень страховых сумм по полисам страхования грузов мало изменился в прошлом году (падение показателя к 2020 году составило около 3%, что несущественно). В части наполнения программ по страхованию грузов существенных изменений также не происходит. Практика грузового страхования устойчиво сформировалась и от года к году практически не менялась до сих пор.

Начальник управления страхования грузов СПАО «Ингосстрах» Роман Голубев считает неправильным «судить о тенденциях в подходах страховщиков к андеррайтингу и ценообразованию, исходя из такого чисто статистического показателя, как «средняя премия по договору», его роль достаточно условна». «По портфелю «Ингосстраха» мы отчетливо видим разнонаправленные тенденции обсуждаемых показателей в зависимости от конкретного проекта, степени его рискозащищенности, товарного сегмента, истории сотрудничества, требуемых условий страхового покрытия», — обратил внимание Голубев.

«Ингосстрах» удовлетворен уровнем рентабельности операций в страховании грузоперевозок. При этом в компании отмечают, что страхование грузов — динамичный вид бизнеса, где страховщики демонстрируют высокую готовность «разработки и предложения новых продуктов, форм сотрудничества (в том числе и с применением IT-технологий)». «Можно сказать, что инновации, внедряемые в рамках грузового бизнеса, создают почву для роста сборов. Но одновременно страховщикам приходится уделять все большее внимание вопросу поддержания должного уровня рентабельности из-за роста объемов принимаемых на страхование транзакций и увеличения лимитов ответственности по ряду поставляемых товарных групп», — отметил Голубев.

Прогнозы преждевременны

Рынок страхования грузов на заре зарождения российского страхования был связан с экспортно-импортными перевозками с доминирующей долей «Ингосстраха» в этом бизнесе, напомнил Галушин историю формирования этой линии страхового бизнеса. Постепенно стали появляться частные страховые компании, стали расти объемы страхования по внутренним перевозкам. Рынок внутренних перевозок пережил «лихие годы» с высоким уровнем хищений и грабежей, особенно при автомобильных перевозках. Постепенно ситуация нормализовалась, риски стали контролируемыми, продолжил он.

По словам Галушина, в грузовом страховании в целом, «как правило, не применяются франшизы, или применяются специфические франшизы, которые касаются, например, насыпных грузов (весовая недостача) или ограничения по сумме выплаты для отдельных категорий грузов (стекло, трубы, перевозка животных), особые требования по упаковке и другие».

Страховые суммы по договорам страхования грузов не меняются — «они являются отражением стоимости перевозимых грузов. Если объем грузоперевозок растет, то и, как следствие этого, увеличивается совокупная страховая сумма. По отдельным видам грузов, например, перевозки нефти, металлов, товаров, чья стоимость привязана к биржевой цене, страховые суммы могут увеличиться вследствие увеличения стоимости нефти или металлов на бирже, при том, что объем перевозок (в тоннах) не изменится. Страховые суммы определяются контрактами на поставку, базисами поставки и другими факторами», детализировал Галушин.

По его словам, «все грузовое страхование можно разделить на годовые договоры (под планируемый или законтрактованный объем перевозок), на оформление разовых договоров. Страхование могут покупать грузоотправители или транспортные компании, или другие стороны. В каждом конкретном случае действует свой порядок. Кто-то делает договоры на календарной базе — с 1 января, кто-то с любой другой произвольной даты. Разовые договоры заключаются непосредственно при оформлении транспортных документов. В зависимости от базиса поставки обязанность по страхованию (ответственность за груз) может лежать на отправителе, получателе, передана транспортной компании, экспедитору или другой заинтересованной стороне. Вопросы регулируются договорами и наличием интереса в сохранении имущества».

Прогнозировать, что изменится в системе страховании грузов по итогам 2022 года, эксперты пока не берутся, поскольку с марта этого года при осуществлении экспортно-импортных отгрузок меняется логистика перевозок, возможно, и их география, на фоне расширяющихся ограничений, существует неопределенность относительно будущих логистических цепочек. Перемены не завершены.

Тенденции в страховании по этой линии бизнеса проявятся в статистике ЦБ даже не по итогам первого квартала 2022 года, а второго квартала или к концу лета текущего года, считает Галушин. «Сегодня можно с осторожностью допустить, что по страхованию грузов в РФ произойдет существенное проседание объемов в первом полугодии. Возможно, ситуация выправится по итогам 2022 года», — надеется он.

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок