Банда Скоропупова: как в Новосибирске устроен бизнес автоподставщиков и почему страховщики с полицией бессильны против них

Сиб.фм, Новосибирск

22 октября 2021 г.

В Новосибирске впервые, по словам страховщиков, осудили группу молодых людей, профессионально занимающихся автоподставами. Источник Сиб.фм в сфере автострахования заявил, что это только «вершина айсберга», а проблема настолько масштабна, что с ней не под силу справиться полицейским.

22 сентября Октябрьский районный суд поставил точку в деле преступной группы «Скоропупова». Житель Новосибирска сколотил банду, чтобы зарабатывать на автоподставах. Молодым людям удалось провернуть десятки афер, пока их не задержали правоохранители. Журналист Сиб.фм выяснил, как устроен теневой рынок автомошенничества на дорогах, что мешает полицейским нейтрализовать аферистов и почему за всё в итоге должны платить рядовые автомобилисты.

Дело Скоропупова

Артур Скоропупов решил зарабатывать автомобильными подставами в 2016 году. Чтобы поставить мошенничества на поток, он собрал вокруг себя группу сообщников. Молодые люди находили автомобили с повреждениями, подставляли их друг к другу, будто произошла авария, оформляли лже-ДТП по европротоколу и обращались за выплатой в страховую компанию.

«Вписывали в документы, необходимые для выплаты, вымышленные фамилии, имеющиеся данные автомобилей, сведения из водительских удостоверений, получали компенсации, при этом нанося ущерб страховым компаниям. В районе 30-50 тысяч рублей с одного мнимого ДТП», — сообщил помощник прокурора Октябрьского района Артём Булгаков.

В деле Скоропупова больше двух десятков преступных эпизодов. Первыми на след банды вышли сотрудники службы безопасности одной из обманутых страховых компаний. Они передали информацию правоохранителям, которые возбудили уголовное дело. Когда «запахло жареным», Артур Скоропупов сбежал в Москву, где какое-то время жил с фальшивым паспортом. Долго скрываться мошеннику не удалось, его задержали. Так, на скамье подсудимых оказались шесть человек. По словам страховщиков, это первая в Новосибирске организованная группа автоподставщиков, которую удалось нейтрализовать.

«Четверым участникам группы назначено наказание в виде сроков от 1 года 8 месяцев до 3 лет лишения свободы условно, одного участника приговорили к реальному лишению свободы на срок 3 года 9 месяцев, лидер группы Артур Скоропупов приговорён к 3 годам 8 месяцам заключения в колонии общего режима», — отметил Булгаков.

По его словам, во время следствия и судебного разбирательства подсудимые активно возмещали ущерб, нанесённый страховым компаниям.

Кто и как зарабатывает на автоподставах

В Новосибирске — десятки подобных групп, занимающихся систематическим разорением страховых компаний, заявил журналисту Сиб.фм собеседник, возглавляющий службу безопасности одного из основных участников рынка страховых услуг. Ежедневно только в одну компанию приходит 40-50 заявлений о компенсации убытков, за месяц скапливается пара-тройка сотен ДТП с признаками «подставы», в 70 % случаев подозрения подтверждаются.

«Главная цель автоподставщика — получить максимум средств за повреждение автомобиля. Поэтому берётся машина, запчасти на которую стоят дорого, согласно базе Российского союза автостраховщиков (РСА): это Nissan, Subaru, Mercedes, Audi и т.д. Зачастую берётся автомобиль старше 15 лет, потому что более новые машины страховая может отправить на ремонт», — рассказал собеседник.

Группы автоподставщиков в основном образуются из молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Личности многих из них уже известны «безопасникам» из страховых компаний, которые общаются между собой, делятся информацией, находят совпадения, которые помогают изобличить аферистов. Схема мошенничества почти всегда одна и та же: берут два разбитых автомобиля, подставляют их друг к другу, фиксируют мнимое ДТП, взыскивают со страховой деньги. При этом в 2021 году речь идёт не о десятках, а, как правило, о сотнях тысяч рублей. Есть и подставщики-одиночки.

Банда на УАЗ, погрузчик-разрушитель, подставщик-учитель

Одна из групп, которая не даёт спокойно спать «безопасникам», — банда на «старых и раздолбанных» УАЗ. Подставщики берут старый советский джип (он может быть не на ходу вовсе), подставляют его с дорогостоящей иномаркой и оформляют аварию. Очевидное, казалось бы, мошенничество, тем не менее очень сложно доказать.

«УАЗик якобы не пропустил Mercedes GL — у «Мерса» морды нет. Независимую экспертизу провели — эксперты говорят, что не было касания, не было ДТП. В полиции в возбуждении дела отказали. Они вызывают одного участника ДТП: спрашивают: было ДТП? Ну, да. Ты на УАЗике был? Да. В ДТП участвовал? Да. Второго на GL спрашивают: был в ДТП? Да. Чего пристали к пацанам!?» — негодует собеседник.

Другой предполагаемый подставщик работает в одном из городских дорожно-эксплуатационных управлений (ДЭУ). Водитель фронтального погрузчика с завидным постоянством по несколько раз в месяц «бьёт» дорогие в ремонте машины – Audi, Land Cruiser, Nissan и т.д. Очевидно, что рабочий таранит иномарки по-настоящему, но «по заказу». При этом сделать с ним никто ничего не может.

«Мы связывались и с руководством, и со службой безопасности. Они говорят: мы его не можем уволить, потому что не за что. Максимум, его можно лишить премии — 3 тысячи рублей в месяц, а он за каждое ДТП по 20-30 тысяч получает (от сообщников). Специальность водителя фронтального погрузчика ещё очень востребована», — отметил собеседник.

Отдельная каста подставщиков — «кольцевики». Автомобилисты специально курсируют по кольцам, выискивая зазевавшихся водителей, которые нарушают правила дорожного движения, и «бьют» их своими дорогими в ремонте машинами. Зачастую жертвами ДТП становятся водители брендированных авто, поскольку так мошенники могут быть уверены в том, что машина застрахована.

«Есть парень у нас в Новосибирске — опытный «кольцевик». Он приходит в страховую сразу «заряженный». У него три регистратора стоит в машине, он приносит флешку с видео и фото. Мы знаем, что он «кольцевик», но доказать ничего не можем. Он бьёт машины по настоящему пару раз в месяц. За каждое ДТП получает порядка 400 тысяч рублей. Общественно опасный парень, я считаю. Ведь в машине могут оказаться дети», — рассказал «безопасник».

По подсчётам специалистов, за последние два года только одна преступная группа принесла убытки крупной страховой компании в Новосибирске на сумму более 20 миллионов рублей.

Почему полиция не справляется

Зачастую и виновник ДТП, и его жертва оказываются сообщниками, поэтому доказать факт автомобильного мошенничества бывает сложно или практически невозможно. Показательный пример — авария с участием водителя с невыдуманной фамилией Шумахер.

В 2019 году мужчина обратился с заявлением о возмещении убытков по ОСАГО в размере 400 тысяч рублей. Его Lexus якобы попал в аварию с участием УАЗ и Peugeot, в которой водитель отечественного джипа признал себя виновным. Страховщики провели независимую экспертизу и выяснили, что и Lexus, и Peugeot получили повреждения в другой аварии. Обратились в полицию. Далее — выдержка из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

«Была опрошена владелица Peugeot, которая пояснила, что в данной аварии не участвовала, и передавала свой автомобиль своему парню Шумахеру, под управлением которого автомобиль Lexus так же был участником аварии. Был установлен водитель автомобиля УАЗ, который пояснил, что не управлял никогда данным автомобилем и не участвовал в аварии. Был опрошен Шумахер, который от дачи показаний отказался», — говорится в документе (имеется в распоряжении редакции).

Кадровый голод и нехватка сотрудников в органах МВД — ещё одна важная проблема, которая не даёт справиться с валом автоподстав на дорогах Новосибирска. В обычном отделении полиции, где работают один оперативник, два следователя и один участковый, просто некогда заниматься десятками автомобильных мошенничеств. При условии, что найти подозреваемого, автомобиль, поучаствовавший в афере, и отправить его на экспертизу, бывает очень непросто.

«В результате во многих материалах звучит так: «Неустановленное лицо в неустановленное время в неустановленном месте при неустановленных обстоятельствах похитило деньги страховой компании. Им просто некогда заниматься нашими проблемами»», — отметил собеседник Сиб.фм.

Страдают законопослушные граждане

Вал автомобильных мошенничеств — причина, по которой ОСАГО в России сегодня является убыточным продуктом, заверили журналиста Сиб.фм в страховой компании. Предпринимателям просто не выгодно страховать ответственность, поскольку на выплатах они теряют больше, чем зарабатывают на стоимости полисов.

«Представьте «Газель», которая страхуется на 15 тысяч, а «выносит» 3 миллиона: сколько ещё машин надо застраховать, чтобы покрыть одну эту «Газель»?!» — отметил «безопасник».

Страховое мошенничество может влиять на тарифы ОСАГО, подтвердил председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Василий Зуев. Сегодня, когда покупка полиса ОСАГО плавно перетекает в режим онлайн, компании пытаются применять различные фильтры в IT-системах, чтобы предупредить приобретение «страховки» подозрительным водителем. Это не всегда спасает от мошенничеств, поэтому наиболее популярным выходом из ситуации является повышение цен на ОСАГО.

«Страховщики вынуждены периодически лоббировать повышение тарифов. В ближайшее время можно ожидать очередное подорожание ОСАГО в связи с увеличением лимита выплаты компенсации до 2 миллионов рублей по определённым рискам», — пояснил Зуев.

Эксперт добавил, что страховой рынок развивается по законам бизнеса: предприятия вынуждены искать варианты, чтобы зарабатывать больше, чем они тратят. К сожалению, крайним в погоне за прибылью остаётся рядовой потребитель, которому остаётся только наблюдать за ростом цен.

Павел ТИУНОВ

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок