Береги имущество смолоду

27 июня 2023 г.

Эксперты рынка расходятся во мнениях насчет будущего каско и страхования ИФЛ

Страховой рынок устоял, несмотря на вызовы последних полутора лет, но динамика страховых премий варьировалась по сегментам. Наибольшую поддержку рынку оказало ОСАГО, имущественные виды тоже внесли свою положительную лепту. Чтобы сохранить положительный тренд, нужны новые предложения на рынке имущественного страхования. Например, расширение линейки коробочных продуктов и подписное страхование.

Автокаско: рисков меньше, страховки дешевле

Объем премий по сегменту автокаско увеличился в 2022 году по сравнению с 2021 годом с 207 млрд до 223 млрд руб. (рост — 7,6%). Эксперты ВСС считают, что основной причиной роста стало увеличение страховой суммы из-за подорожания автомобилей. И хотя к середине текущего года этот потенциал будет исчерпан, ВСС видит способы нарастить объем премий по каско в текущем году на 5–10%. Среди этих способов как раз использование мини-каско и других бюджетных страховых продуктов, а также предполагаемый рост продаж российских и китайских авто и пролонгации уже имеющихся полисов.

С таким раскладом согласен директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев, который полагает, что сегмент каско может вырасти на 5–7% за счет как раз названных стимуляторов — продаж российских и китайских авто, а также б/у. «Тенденцией прошлого года является то, что на фоне резкого роста цен на машины владельцы подержанных авто задумались о потерях при полной гибели своих железных коней. Продажи полисов с покрытием только крупных аварий и угона ощутимо выросли. В принципе эта тенденция продолжается и в текущем году»,— добавляет Виталий Княгиничев.

Чуть больший рост — на 7–10% — прогнозирует директор департамента добровольных видов страхования «АльфаСтрахования» Илья Григорьев. Он говорит, что компания наблюдает активность в приобретении новых автомобилей физлицами со второго квартала 2023 года.

Предложение усеченных полисов каско действительно возросло в прошлом году. Как объясняет председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Екатерина Якунина, такие страховки предполагают значительную франшизу, но защищают от риска угона и тотального ущерба. Стоят они существенно дешевле стандартного полиса каско.

«При этом каско — это прежде всего производная от продажи новых транспортных средств. Учитывая провалы последних нескольких лет по продажам новых ТС, а также стремительный рост стоимости новых ТС в течение 2022 года, рост потребительской ценности транспортного средства из-за дороговизны, мы предполагаем, что страхование каско тоже покажет рост сборов в 2023-м по сравнению с 2022-м. Вероятно, на уровне инфляции на автомобильные запчасти: по некоторым данным, ее размер сейчас составляет около 30%»,— отмечает Екатерина Якунина.

О популяризации программ автострахования с усеченным покрытием также говорит руководитель департамента андеррайтинга компании МАКС Алексей Фомичев. По его словам, такие полисы дали мощный количественный прирост.

При этом Алексей Фомичев не уверен в будущем росте каско: по его мнению, в текущем году следует ожидать нулевую или даже незначительную отрицательною динамику по собранным премиям, и «урезанное» каско тут не поможет. «Скорость удорожания новых машин, скорее всего, замедлится. Следовательно, остановится и рост средней премии в полноценном каско. Что касается спроса на усеченные варианты покрытия, то он еще далек от насыщения. Но из-за достаточно низкого чека существенное влияние на объемы сегмента каско это вряд ли окажет»,— объясняет Алексей Фомичев.

Предпосылок для серьезного роста в каско пока не отмечает и генеральный директор «Абсолют Страхования» Дмитрий Руденко. Дело в том, что те факторы, которые могли дать прирост, уже реализовались в 2022 году: это и пик стоимости полиса каско в период неопределенности, и резкий рост стоимости машин, который приводил к росту средней премии. «Плюс также сказалась ситуация нестабильности на рынке автотранспорта, что привело к увеличению спроса на каско. Появилось желание страховаться по каско не только у владельцев новых машин, но и подержанных. Особенно это коснулось тех марок, которые ушли с российского рынка, по которым наблюдается дефицит запчастей или отмечена высокая стоимость их ремонта»,— отмечает Дмитрий Руденко. Хотя рынок и изменился, ситуация стала более стабильной. В этом контексте он также упоминает поставки машин китайского производства, на которые распространяется гарантийное обслуживание и есть запчасти. Поэтому нового пика спроса на каско ожидать не приходится, как и роста стоимости полиса каско. Более того, по прогнозам Дмитрия Руденко, ценник на страховку, вероятно, начнет падать.

«Эксперт РА» также считает, что каско в 2023 году может оказаться в числе аутсайдеров на рынке страхования. В том числе из-за снижения спроса на выросшие в цене страховки и распространения так называемого урезанного каско с ограниченным набором покрываемых рисков и франшизами, которое, разумеется, стоит дешевле.

Какое имущество страхуют россияне

Как отмечает Виталий Княгиничев, статистика традиционно показывает дисбаланс: рынок каско в 2,6 раза перекрывает рынок ИФЛ — 222 млрд руб. против 84 млрд руб. соответственно в 2022 году. Хотя потенциально рынок ИФЛ должен быть больше рынка каско. Статистика Банка России включает категорию «Страхование прочего имущества граждан», в которой есть три укрупненных раздела: страхование строений, домашнего и другого имущества.

«Страхование ИФЛ не вернулось к допандемийной динамике. Чаще всего страхуются строения: они составляют примерно 70% портфеля. Причем около 80% этих объектов — это деревянные строения»,— рассказывает Виталий Княгиничев, который полагает, что к аутсайдерам рынка текущего года можно отнести страхование ИФЛ — прочего имущества физлиц.

***
Рита ГОРЧАКОВА

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок