Б/У

Позиция властей

В Совете Федерации поддержали идею восстанавливать запчасти. Использование б/у комплектующих сенаторы назвали хорошей возможностью снизить стоимость автострахования и ремонта для граждан.

Дилеры и страховщики считают, что оно того стоит: по их словам, новая система поможет уменьшить дефицит комплектующих и снизит стоимость устранения дефектов машин на 20–50%, замедлит рост цен на запчасти. В Минпромторге допускают возможность использования б/у деталей в ремонте по ОСАГО, но не всех.

Необходимость госконтроля?

В министерстве заявляют, что восстановленные б/у запчасти могут повлиять на безопасность движения, поэтому «необходимо провести большую работу по стандартизации и сертификации этой деятельности». Чтобы такие запчасти не стали причиной аварий, предстоит создать методику оценки их качества.

Однако, эти аргументы вызывают большие сомнения. Зачем нужна  «большая работа по стандартизации и сертификации», если речь идет о том, чтобы крышку  багажника перевесить?!

Создание индустрии?

Критики идеи говорят о том, в России «пока практически не существует массовой индустрии восстановления запчастей. Ее еще предстоит создать, и на это может уйти значительное время». Однако, существует масса мелких и средних производств, которые этим занимаются, но в основном, правда, процесс носит упрощенный характер: деталь берется с разборки, оценивается ее состояние, по возможности меняются комплектующие – и ее продают в автосервис. Если же речь идет о замене кузовных элементов (см. ниже), то даже имеющихся мощностей вполне может хватить для быстрого запуска программы.

А как у них?

Между тем, во многих зарубежных странах, например, в ЕС, США, КНР, Турции и ЮАР сектор восстановления и использования б/у запчастей широко развит и поддерживается государством. Оборот таких деталей составляет до 50% (!) рынка. Производство — достаточно затратная и рисковая вещь, возврат инвестиций достаточно длинный. Именно государственная поддержка в зарубежных странах позволяет инвесторам безопасно вкладывать деньги на длительный срок. Серьезное производство не может быть организовано «в короткую»: для профессионального восстановления нужны дорогие станки, которые производят сложные работы и измерения, непростые технологические операции, высококвалифицированные и обученные работники. Это целая самостоятельная индустрия.

Классификация

Давайте поговорим о классификации восстановленных запчастей – так, как это делается в других странах:

1) Воспроизведенные (Remanufactured) – запчасти именно воспроизводятся, по сути это не ремонт, а своего рода производство из старых частей. Все работы происходят на официальных заводах, принадлежащих или работающих с брендом. Зачастую оставляют только корпус, и то если он не получил никаких значимых повреждений. Его тщательно очищают и обрабатывают, устанавливают новые заводские фирменные комплектующие – проверяют и только затем упаковывают в упаковку с надписью бренда. Такие детали ходят как новые. Стоят немного дешевле новых частей. В России такой ремонт не очень то распространен.

2) Восстановленные (Rebuilt) – такие производства существуют и у нас в стране, но безусловный лидер это Китай. Все работы производятся как на больших заводах, так и в малых предприятиях. Узел разбирается на части, чистится, затем происходит анализ неисправных деталей, которые меняются. Большим плюсом является цена вопроса, иногда в два – три раза дешевле, чем оригинал. Минус – зачастую недолгий срок эксплуатации.

3) Отремонтированные (Reconditioned) – как понятно, здесь банальный и дешевый ремонт. То есть берется узел, разбирается, выявляется неисправная часть, которая после этого заменяется. Также меняются подшипники, сальники, втулки — те детали, которые подвержены большому износу. Остальные элементы (пусть даже после большого пробега) не трогают вообще, сколько проходит такой агрегат —  непонятно.

4) Функционирующие отремонтированные (Repaired) – это самый низкий уровень, суть здесь такова – неисправный узел анализируется, выявляется неисправность, и на него устанавливается деталь с «изношенного» агрегата донора. Основная задача здесь — восстановить работу. А вот новых деталей тут вообще нет.

Кузов

Отдельно стоит остановиться на восстановлении кузовных элементов – они при ДТП составляют львиную долю поврежденных запчастей, и страховщики платят за них чаще всего. Эксперты и власти указывают, со своей стороны, на них как меньше всего влияющих на безопасность движения – это понятно, и таким образом интересы сторон здесь сходятся.

Ситуация с восстановлением здесь также, казалось бы, проще, чем с внутренними узлами автомобиля – зачастую процедура может быть сведена к зачистке, покраске и лакировке элемента с возможным выправлением небольших вмятин, однако при серьезных авариях часто «едет» геометрия кузова, и такие элементы использовать проблематично или просто нельзя – для этого, в частности, и нужен строгий контроль качества восстановленных элементов. Что же касается покраски – здесь как раз могут быть использованы небольшие покрасочные камеры, которые функционируют на небольших и средних автосервисах, а значит, эти автосервисы могут быть оперативно (после необходимой сертификации) подключены к общегосударственной программе, здесь нет необходимости сначала создавать крупные дорогостоящие производства.

Поэтому, именно в области кузовного ремонта, в котором прежде всего заинтересованы страховщики, возможен быстрейший старт программы – опять- таки, при необходимом контроле качества работ.

Европа и экология

Многие, наверное, думают: зачем в благополучной Европе «выделываются» — восстанавливают старые детали и узлы? Что им, денег не хватает на новые?

Хочется прежде всего отметить, что европейцы очень рациональные ребята и используют все возможности для экономии, но здесь есть еще один аспект – это экология.

Например, в таких странах как Германия, Швеция, Дания и др. люди просто «повернуты» на экологии, проявляется это во всем – солнечные батареи, ветрогенераторы, электромобили и т.д.

Также там стараются по максимуму сделать экологичным производство, так вот: восстановленные или воспроизведенные запчасти требуют намного меньше сырья и электроэнергии. Ведь вам не нужны плавильные печи, чтобы выплавить металл и или вылить форму для узла или агрегата. Поэтому, кроме прямого профита, в Европе и популярны такие типы запчастей.

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок