В РСА, похоже, наконец-то начинается НАСТОЯЩАЯ паника в связи с неумолимо надвигающимся 1 марта, т.е. датой вступления в силу нового Закона о техосмотре. Основная причина, со слов представителей РСА – «50%-я неготовность операторов техосмотра к началу работы по новым правилам», хотя на самом деле эти 50% ВООБЩЕ ПРОИГНОРИРОВАЛИ, негодники, попытки РСА как-то с ними связаться (через анкетирование). В результате – отчаянная попытка порешать вопрос через местных губернаторов, добавив им соответственно головной боли.
«Поскольку половина игроков – порядка 2,5 тыс. из 5 тыс. всего — вообще не откликнулись РСА, мы разослали обращения ко всем губернаторам с просьбой проверить обеспеченность пунктами ТО на территориях. В конечном итоге по закону о техосмотре в РФ за обеспечение возможности прохождения ТО в регионах отвечают местные власти. РСА отвечает за аккредитацию операторов ТО и соответствие пунктов установленным законом требованиям», —сказал заместитель исполнительного директора Российскому союзу автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. Жаль, что не сказал, почему запросы не какой-то, а аккредитующей организации были подвергнуты массовому игнору. Ну ничего, мы разберемся!
«Вопросы РСА в разосланной операторам анкете касались исполнения законодательных требований к оборудованию и помещениям пунктов ТО, квалификации экспертов, к порядку контроля, готовности работать по действующим ценам и ряда других положений. В результате мы не знаем, планируют ли не ответившие продолжать свою деятельность в новых условиях. С откликнувшимися операторами РСА почти ежедневно проводит консультации и семинары», — добавил он.
В результате, РСА предложил снова разрешить покупку ОСАГО «в отвязке» от прохождения техосмотра. Т.е. фактически вернуть ситуацию на 10 лет назад, подтвердив наконец тот очевидный факт, что текущая ситуация с ТО превратилась в полную профанацию с жульническим оттенком и уж никак не может повлиять на частоту ДТП (т.к. практически никак не влияет на то, какие аварийноопасные «ведра» утюжат наши дороги).
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс высказался более благообразно и обтекаемо, согласно статусу/возрасту: «РСА обеспокоен складывающейся ситуацией, предвидит затруднения для водителей с прохождением ТО при нехватке операторов, отвечающих новым требованиям закона. Ситуация обсуждалась в ЦБ на этой неделе. Регулятор разделяет нашу озабоченность с подготовкой ко вступлению в силу закона, но пока конкретных решений не принималось».
В ходе вышеупомянутой встречи в ЦБ автостраховщики высказались как раз предельно конкретно: ЦБ было предложено поддержать их инициативу «о полной отвязке диагностических карт от полисов «автогражданки» при оформлении договора ОСАГО, чтобы избежать возможной дестабилизации своего сегмента».
Предложение страхового сообщества выглядит достаточно радикально, но на самом деле совершенно логично и фиксирует по сути следующую картинку:
1.по действующей порочной практике в 90% никакого реального ТО не проводится, диагностическую карту может выписать практически любой страховой брокер и половина агентов через интерфейс, предоставленный ТОшником (агентский бизнес в случае «отвязки» пострадает, но это лучше для агентов, если накроется их бизнес, связанный с ОСАГО вообще). Для оформления карты достаточно марка/модель/пробег/марка шин и 1-1,5 тыс. рублей с водителя, который через 5 мин поедет по своим делам на разваливающимся и заволакивающим зловонным дымом пол-улицы драндулете.
2.операторы ТО не то что не готовы (5 тыс.штук, оценочно, вполне достаточное число для организации реального ТО без коллапса и мега-очередей), а НЕ ХОТЯТ работать по предлагаемым правилам! И именно поэтому половина из них вообще не отозвалась на крик души РСА. Почему не хотят? Потому, что НЕРЕНТАБЕЛЬНО. Послушаем еще представителя РСА на эту тему:
«Цены на проведение ТО легкового транспорта действуют без изменений и индексаций с 2012 года, в среднем по регионам составляют 450 р. за один осмотр, а, к примеру, в Дагестане — 300 р. Рентабельность бизнеса ТО и так под вопросом, а новые правила закона по оснащению пунктов ТО и квалификации экспертов требуют от операторов дополнительных инвестиций. Совокупность этих факторов экономически подталкивает операторов к продаже водителям диагностических карт без проведения реальных ТО». Ну то есть что сейчас и происходит.
Расчет в голове у владельца станции ТО проще некуда: по регламенту на легковой автомобиль отводится полчаса, на грузовой – час. Если у меня 2 рабочие линии, то чисто теоретически за рабочий день я смогу пропустить около 30 легковушек. Это 30 х 450= 13 500, или 405 000 в месяц. Мне потребуется по крайней мере 4 мастера, это минимум 160 000 фонд заработной платы + налоги, итого только ФОТ мастеров около 200 000. Посчитаем сюда еще бухгалтера и администратора, и, соответственно, на всю остальную деятельность, требующую расходов и инвестиций, остается чуть меньше чем шиш с маслом. Да, еще налоги. Работайте сами.
В Москве ситуация чуть лучше – там ТО стоит 700 рублей, но в регионах — …
Послушаем еще грустную песню представителя РСА:
«Для страховщиков ОСАГО недостаточность пунктов ТО, возникновение очередей у операторов гипотетически может означать дестабилизацию в сегменте «автогражданки», вынужденные перебои c заключением договоров ОСАГО, появление очередей автовладельцев за полисами. Сами водители окажутся под риском запрета выезда на дороги без действующих полисов ОСАГО, обновленных диагностических карт не по своей вине, а из-за нехватки действующих пунктов для прохождения ТО, ограниченности их пропускной способности, из-за очередей. Нельзя допустить, чтобы эта цепочка негативных последствий сработала», — считает Ефремов.
3.Всю деятельность станций ТО фактически взяло под контроль МВД – они и информационную систему ведут, и проверяют ТОшников, и наказывают их штрафами. Да – представители МВД, скрывающиеся под аббревиатурой ГИБДД, еще и штрафуют водителей за отсутствие ТО (напомним, что штраф за езду без диагностической карты будет применяться с марта 2022 г. и составит 2 тыс. р., ему могут подвергаться участники дорожного движения каждый день).
ИТОГО: вот пусть РСА совместно с местными властями и МВД попробует съесть эту кашу, которую они сами и заварили, а мы, страховщики, оставляем себе свое родное ОСАГО и отстаньте от нас. А что до снижения аварийности – вы лучше дороги кривые российские чините вовремя и жестче (а главное- системнее) наказывайте водителей за грубые нарушения.
Вот так. Как в итоге отреагирует ЦБ – большой вопрос, но нам что-то подсказывает, что:
Мы будем внимательно следить за ситуацией.
Ваша заявка успешно
отправлена !