Итак, 5 сентября вступило в силу Указание Банка России с новыми тарифами и коэффициентами ОСАГО. Оно зарегистрировано в Министерстве юстиции под номером 59414 от 24 августа 2020 года. Страховые компании получили долгожданную свободу в регулировании тарифа ОСАГО, которая фактически превращает ОСАГО в объект рыночной продажи (и, следовательно, конкуренции), а не «навязанную услугу» в жесткими едиными правилами ценообразования.
Основное, за что боролись страховщики – это:
Сразу скажем, что обе цели достигнуты, хотя и после длительных бюрократических согласований между РСА, Центробанком и Думой (в основном по 1 пункту). Со 2-м пунктом все более-менее ясно: злостные нарушители ПДД(с дорогим ОСАГО) должны заплатить за аккуратных водителей (с дешевым ОСАГО), в сумме же планируется выйти на средние приемлемые для страховщиков уровни. Здесь с «социальным фактором» (а ОСАГО в целом как обязательный вид – колоссальный социальный фактор!) все в порядке – и государство относительно сыто, и граждане относительно целы😊
С 1м пунктом все было сложнее: основным камнем преткновения явился сам механизм самостоятельного определения базовой ставки страховщиками. В итоге, сошлись на следующем: каждая страховая компания обязана разработать свою методику расчёта базовой ставки и утвердить ее в Банке России, подробно описав факторы, которые учитываются при формировании ставки. После чего Закон требует разместить на сайте страховой организации информацию о методике расчета тарифа, а также тарифный калькулятор.
Какие именно факторы можно использовать? Они могут учитывать учитывать водительский стаж, возраст и «иные данные, характеризующие водителей». Главное, что страховые компании теперь могут определять эти факторы самостоятельно. Четко Указании ЦБ прописано, чего нельзя делать: нельзя дискриминировать водителей по национальной, языковой, расовой принадлежности, принадлежности к политическим партиям и общественным объединениям, а также использовать факторы, связанные с должностным положением, вероисповеданием и отношением к религии.
Какие факторы можно использовать? Все, кроме указанных выше – семейное положение водителя, наличие детей, марка, модель, цвет машины и даже пол водителя. Последнее, кстати, вызвало максимальное количество серьезных экспертных замечаний и ехидных комментов в интернете на извечную тему… В целом и среднем считается, что женщины чаще попадают в аварии (на 5-15%) чем мужчины, но средний чек ремонта по их авариям меньше. Однако, конкретный страховщик может иметь противоположное мнение на основании анализа убыточности своего личного портфеля, и никто ему не помеха.
Как это работает, проще всего объяснить на примере:
Допустим, страховая компания подбила свою статистику и поняла, что женатые отцы двоих детей старше 50 лет (отцы старше 50, не дети)) очень редко попадают в ДТП по своей вине: у них большой водительский опыт и водят они аккуратно. Причем это может быть решение только одной страховой компании: у остальных может быть своя статистика и совершенно другие критерии. Раньше эта статистика не играла никакой роли, так как при определении стоимости полиса нельзя было учитывать количество детей и семейное положение. А теперь страховщики могут учесть это и установить для таких водителей минимальные цены на полис — и условный водитель сможет приобрести полис ОСАГО на свой старый Москвич по базовому тарифу 2471 Р вместо 5436 Р, сэкономив на страховке почти 3 тысячи рублей в год.
Это выгодно водителю: он экономит на покупке полиса. Выгодно и страховой компании: маловероятно, что по такому полису придется делать выплаты.
Допустим, потом этот же водитель попался пьяным за рулем и суд на полтора года лишил его права управления. По истечении срока лишения он снова получит право управлять автомобилем и будет обязан застраховаться по ОСАГО. Будет ли он сам страхователем, или его впишут в чей-то полис — уже не так важно: в любом случае применят повышенную базовую ставку. На сколько она вырастет, решать будет страховая компания, но велика вероятность, что в этом случае ставка будет максимальной — 5436 Р. Сэкономить на страховке уже не получится.
Далее – что с цифрами по тарифному коридору?
Минимальная граница опустилась для всех транспортных средств, но при этом вырос и верхний порог для всех транспортных средств кроме общественного транспорта.
Для наиболее популярной категории – легковых автомобилей физлиц значения базовых тарифов ОСАГО ранее находились в диапазоне от 2746 до 4942 руб. Согласно поправкам, теперь минимальное значение тарифа составит 2471 руб., а максимальное – 5436 руб.
Для мотоциклов тарифный коридор ОСАГО составит 625-1548 руб. (было 694-1407 руб.).
Для автомобилей, используемых в качестве такси, тарифный коридор составит 2877-9619 руб. (было 4110-7399 руб.).
Все базовые тарифы ОСАГО с 5 сентября 2020 г.
№ | Технические характеристики, конструктивные особенности, собственник, назначение и (или) цели использования транспортного средства | Базовая ставка страхового
тарифа (рублей) |
|
Минимальное
значение ТБ |
Максимальное
значение ТБ |
||
1 | Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы
(транспортные средства категории «A», «M») |
625 | 1 548 |
2 | Транспортные средства категории «B», «BE» | ||
2.1 | юридических лиц | 1 646 | 3 493 |
2.2 | физических лиц,
индивидуальных предпринимателей |
2 471 | 5 436 |
2.3 | используемые в качестве такси | 2 877 | 9 619 |
3 | Транспортные средства категорий «C» и «CE» | ||
3.1 | с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее | 2 246 | 6 064 |
3.2 | с разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 3 382 | 9 131 |
4 | Транспортные средства категорий «D» и «DE» | ||
4.1 | с числом пассажирских мест до 16 включительно | 2 134 | 4 165 |
4.2 | с числом пассажирских мест более 16 | 2 667 | 5 205 |
4.3 | используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения
месте по маршруту регулярных перевозок |
3 905 |
7 399 |
5 | Троллейбусы (транспортные средства категории
«Tb») |
2 134 | 4 044 |
6 | Трамваи (транспортные средства категории «Tm») | 1 331 | 2 521 |
7 | Тракторы, самоходные дорожно-строительные и
иные машины |
872 | 1 952 |
Теперь разберемся с коэффициентами.
При расчёте стоимости полиса ОСАГО раньше учитывались 9 различных коэффициентов. Сейчас их количество уменьшилось до 7.
Новые значения коэффициентов ОСАГО, которые будут действовать с 5 сентября 2020 года, представлены ниже.
1.Территориальный коэффициент
Территориальный коэффициент по ОСАГО станет ниже более чем в 180 населенных пунктах РФ. Сильнее всего — на 5,2% — он снизится в Мурманске и Челябинске (с 2,1 до 1,99). На 5%, с 2 до 1,9, территориальный коэффициент снизится в Москве, Казани, Перми, Сургуте и Тюмени.
По крайней мере в 25 городах территориальный коэффициент снизится более, чем на 4%. В Кемерово территориальный коэффициент должен снизиться на 4,7% — с 1,9 до 1,81. Еще в 14 городах территориальный коэффициент уменьшится на 4,4% — с 1,8 до 1,72. Это Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Иваново, Архангельск, Краснодар, Новороссийск, Красноярск, Магнитогорск, Нижневартовск, Череповец, Новокузнецк.
По крайней мере в 10 городах территориальный коэффициент станет ниже на 4,1% — вместо 1,7 он составит 1,63. Это Новосибирск, Хабаровск, Чебоксары, Барнаул, Иркутск, Вологда, Набережные Челны, Ноябрьск, Оренбург, Северодвинск. Аналогичным образом территориальный коэффициент уменьшится в Московской области.
Еще как минимум в 22 городах территориальный коэффициент снизится более, чем на 3%, в 36 городах — более, чем на 2% и еще в 49 городах он станет ниже на величину от 0,9% до 1,7%.
В некоторых регионах и городах данный коэффициент наоборот увеличится, а где-то – останется без изменения. Новые значения коэффициентов представлены лежат здесь.
2. Коэффициент бонус-малус (КБМ)
Тут грандиозные изменения! Теперь вместо -5% за каждый год безаварийной езды (минимум К=0,5) коэффициент КБМ определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования в период с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года.
№ п/п | Коэффициент КБМ на начало периода | Коэффициент КБМ | ||||
0
страховых возмещений за период КБМ |
1
страховое возмещение за период КБМ |
2
страховых возмещения за период КБМ |
3
страховых возмещения за период КБМ |
Более 3 страховых возмещений за период КБМ | ||
1 | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2 | 2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
3 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
4 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
5 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
6 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
7 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
8 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
9 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
10 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
11 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
12 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
13 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
14 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
15 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
3. Коэффициент мощности двигателя
№
п/п |
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент КМ |
1 | До 50 включительно | 0,6 |
2 | Свыше 50 до 70 включительно | 1 |
3 | Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
4 | Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
5 | Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
6 | Свыше 150 | 1,6 |
4. Коэффициент ограниченной страховки
№ п/п |
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
Коэффициент КО |
1 | Да | 1 |
2 | Нет | 1,94 – для физических лиц;
1,97 – для юридических лиц |
5. Коэффициент возраста/стажа
Если собственником транспортного средства является физическое лицо:
№ |
Стаж, лет
Возраст, лет |
0 |
1 |
2 |
3–4 |
5–6 |
7–9 |
10–14 |
более
14 |
1 | 16–21 | 1,93 | 1,9 | 1,87 | 1,66 | 1,64 | |||
2 | 22–24 | 1,79 | 1,77 | 1,76 | 1,08 | 1,06 | 1,06 | ||
3 | 25–29 | 1,77 | 1,68 | 1,61 | 1,06 | 1,05 | 1,05 | 1,01 | |
4 | 30–34 | 1,62 | 1,61 | 1,59 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | 0,96 | 0,95 |
5 | 35–39 | 1,61 | 1,59 | 1,58 | 0,99 | 0,96 | 0,95 | 0,95 | 0,94 |
6 | 40–49 | 1,59 | 1,58 | 1,57 | 0,95 | 0,95 | 0,94 | 0,94 | 0,94 |
7 | 50–59 | 1,58 | 1,57 | 1,56 | 0,94 | 0,94 | 0,94 | 0,94 | 0,93 |
8 | старше 59 | 1,55 | 1,54 | 1,53 | 0,92 | 0,91 | 0,91 | 0,91 | 0,90 |
Если собственником транспортного средства является юридическое лицо, коэффициент Квс увеличивается в 1,8 раза.
6. Коэффициент срока использования автомобиля
№
п/п |
Период использования транспортного средства | Коэффициент КС |
1 | 3 месяца | 0,5 |
2 | 4 месяца | 0,6 |
3 | 5 месяцев | 0,65 |
4 | 6 месяцев | 0,7 |
5 | 7 месяцев | 0,8 |
6 | 8 месяцев | 0,9 |
7 | 9 месяцев | 0,95 |
8 | 10 месяцев и более | 1 |
7. Коэффициент срока действия договора ОСАГО
№ п/п | Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно
используемых на территории Российской Федерации |
Коэффициент КП |
1 | От 5 до 15 дней | 0,2 |
2 | От 16 дней до 1 месяца | 0,3 |
3 | 2 месяца | 0,4 |
4 | 3 месяца | 0,5 |
5 | 4 месяца | 0,6 |
6 | 5 месяцев | 0,65 |
7 | 6 месяцев | 0,7 |
8 | 7 месяцев | 0,8 |
9 | 8 месяцев | 0,9 |
10 | 9 месяцев | 0,95 |
11 | 10 месяцев и более | 1 |
Какие кооэффициенты отменили? Это:
1. Коэффициент Кпр.
Коэффициент Кпр — управление транспортным средством с прицепом — полностью отменён. Согласно новому Указанию Банка России наличие или отсутствие прицепа больше никак не влияет на стоимость полиса ОСАГО.
2.Коэффициент Кн
Коэффициент КН, применяемый к водителям, совершившим серьёзные нарушения ПДД, также был отменён. Напомним, что ранее Кн составлял 1,5. Теперб влияние тяжести совершенных нарушений ПДД страховщик может регулировать базовой ставкой.
Ну как-то так. Что из всего этого получится – покажет время, но что рынок ОСАГО заметно «повеселеет» за счет свободы определения базовой ставки, сомневаться не приходится!
Ваша заявка успешно
отправлена !