Даешь КБМ и базовую ставку, или новое ОСАГО.

Итак, 5 сентября вступило в силу Указание Банка России с новыми тарифами и коэффициентами ОСАГО. Оно зарегистрировано в Министерстве юстиции под номером  59414 от 24 августа 2020 года. Страховые компании получили долгожданную свободу в регулировании тарифа ОСАГО, которая фактически превращает ОСАГО в объект рыночной продажи (и, следовательно, конкуренции), а не «навязанную услугу» в жесткими едиными правилами ценообразования.

Основное, за что боролись страховщики – это:

  • право самостоятельно определять базовую ставку в рамках тарифного коридора. Ставка привязывается именно к конкретному водителю.
  • ввод гибкой системы КБМ в зависимости от аварийности клиента.

Сразу скажем, что обе цели достигнуты, хотя и после длительных бюрократических согласований между РСА, Центробанком и Думой (в основном по 1 пункту).  Со 2-м пунктом все более-менее ясно: злостные нарушители ПДД(с дорогим ОСАГО) должны заплатить за аккуратных водителей (с дешевым ОСАГО), в сумме же планируется выйти на средние приемлемые для страховщиков уровни. Здесь с «социальным фактором» (а ОСАГО в целом как обязательный вид – колоссальный социальный фактор!) все в порядке – и государство относительно сыто, и граждане относительно целы😊

С 1м пунктом все было сложнее: основным камнем  преткновения явился сам механизм самостоятельного определения базовой ставки страховщиками. В итоге, сошлись на следующем: каждая страховая компания обязана разработать свою методику расчёта базовой ставки и утвердить ее в Банке России, подробно описав факторы, которые учитываются при формировании ставки. После чего Закон требует разместить на сайте страховой организации информацию о методике расчета тарифа, а также тарифный калькулятор.

Какие именно факторы можно использовать? Они могут учитывать учитывать водительский стаж, возраст и «иные данные, характеризующие водителей». Главное, что страховые компании теперь могут определять эти факторы самостоятельно. Четко Указании ЦБ прописано, чего нельзя делать: нельзя дискриминировать водителей по национальной, языковой, расовой принадлежности, принадлежности к политическим партиям и общественным объединениям, а также использовать факторы, связанные с должностным положением, вероисповеданием и отношением к религии.

Какие факторы можно использовать? Все, кроме указанных выше – семейное положение водителя, наличие детей, марка, модель, цвет машины и даже пол водителя. Последнее, кстати, вызвало максимальное количество серьезных экспертных замечаний и ехидных комментов в интернете на извечную тему… В целом и среднем считается, что женщины чаще попадают в аварии (на 5-15%) чем мужчины, но средний чек ремонта по их авариям меньше. Однако, конкретный  страховщик может иметь противоположное мнение на основании анализа убыточности своего личного портфеля, и никто ему не помеха.

Как это работает, проще всего объяснить на примере:

Допустим, страховая компания подбила свою статистику и поняла, что женатые отцы двоих детей старше 50 лет (отцы старше 50, не дети)) очень редко попадают в ДТП по своей вине: у них большой водительский опыт и водят они аккуратно. Причем это может быть решение только одной страховой компании: у остальных может быть своя статистика и совершенно другие критерии. Раньше эта статистика не играла никакой роли, так как при определении стоимости полиса нельзя было учитывать количество детей и семейное положение. А теперь страховщики могут учесть это и установить для таких водителей минимальные цены на полис — и условный водитель сможет приобрести полис ОСАГО на свой старый Москвич по базовому тарифу 2471 Р вместо 5436 Р, сэкономив на страховке почти 3 тысячи рублей в год.

Это выгодно водителю: он экономит на покупке полиса. Выгодно и страховой компании: маловероятно, что по такому полису придется делать выплаты.

Допустим, потом этот же водитель попался пьяным за рулем и суд на полтора года лишил его права управления. По истечении срока лишения он снова получит право управлять автомобилем и будет обязан застраховаться по ОСАГО. Будет ли он сам страхователем, или его впишут в чей-то полис — уже не так важно: в любом случае применят повышенную базовую ставку. На сколько она вырастет, решать будет страховая компания, но велика вероятность, что в этом случае ставка будет максимальной — 5436 Р. Сэкономить на страховке уже не получится.

Далее – что с цифрами по тарифному коридору?

Минимальная граница опустилась для всех транспортных средств, но при этом вырос и верхний порог для всех транспортных средств кроме общественного транспорта.

Для наиболее популярной категории – легковых автомобилей физлиц значения базовых тарифов ОСАГО ранее находились в диапазоне от 2746 до 4942 руб. Согласно поправкам, теперь минимальное значение тарифа составит 2471 руб., а максимальное – 5436 руб.

Для мотоциклов тарифный коридор ОСАГО составит 625-1548 руб. (было 694-1407 руб.).

Для автомобилей, используемых в качестве такси, тарифный коридор составит 2877-9619 руб. (было 4110-7399 руб.).

Все базовые тарифы ОСАГО с 5 сентября 2020 г.

Технические характеристики, конструктивные особенности, собственник, назначение и (или) цели использования транспортного средства Базовая ставка страхового

тарифа (рублей)

Минимальное

значение ТБ

Максимальное

значение ТБ

1 Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы

(транспортные средства категории «A», «M»)

625 1 548
2 Транспортные средства категории «B», «BE»
2.1 юридических лиц 1 646 3 493
2.2 физических лиц,

индивидуальных предпринимателей

2 471 5 436
2.3 используемые в качестве такси 2 877 9 619
3 Транспортные средства категорий «C» и «CE»
3.1 с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее 2 246 6 064
3.2 с разрешенной максимальной массой более 16 тонн 3 382 9 131
4 Транспортные средства категорий «D» и «DE»
4.1 с числом пассажирских мест до 16 включительно 2 134 4 165
4.2 с числом пассажирских мест более 16 2 667 5 205
4.3 используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения

месте по маршруту регулярных перевозок

 

 

3 905

 

 

7 399

5 Троллейбусы (транспортные средства категории

«Tb»)

2 134 4 044
6 Трамваи (транспортные средства категории «Tm») 1 331 2 521
7 Тракторы, самоходные дорожно-строительные и

иные машины

872 1 952

 

Теперь разберемся с коэффициентами.

При расчёте стоимости полиса ОСАГО раньше учитывались 9 различных коэффициентов. Сейчас их количество уменьшилось до 7.

Новые значения коэффициентов ОСАГО, которые будут действовать с 5 сентября 2020 года, представлены ниже.

1.Территориальный коэффициент

Территориальный коэффициент по ОСАГО станет ниже более чем в 180 населенных пунктах РФ. Сильнее всего — на 5,2% — он снизится в Мурманске и Челябинске (с 2,1 до 1,99). На 5%, с 2 до 1,9, территориальный коэффициент снизится в Москве, Казани, Перми, Сургуте и Тюмени.

По крайней мере в 25 городах территориальный коэффициент снизится более, чем на 4%. В Кемерово территориальный коэффициент должен снизиться на 4,7% — с 1,9 до 1,81. Еще в 14 городах территориальный коэффициент уменьшится на 4,4% — с 1,8 до 1,72. Это Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Иваново, Архангельск, Краснодар, Новороссийск, Красноярск, Магнитогорск, Нижневартовск, Череповец, Новокузнецк.

По крайней мере в 10 городах территориальный коэффициент станет ниже на 4,1% — вместо 1,7 он составит 1,63. Это Новосибирск, Хабаровск, Чебоксары, Барнаул, Иркутск, Вологда, Набережные Челны, Ноябрьск, Оренбург, Северодвинск. Аналогичным образом территориальный коэффициент уменьшится в Московской области.

Еще как минимум в 22 городах территориальный коэффициент снизится более, чем на 3%, в 36 городах — более, чем на 2% и еще в 49 городах он станет ниже на величину от 0,9% до 1,7%.

В некоторых регионах и городах данный коэффициент наоборот увеличится, а где-то – останется без изменения. Новые значения коэффициентов представлены лежат здесь.

2. Коэффициент бонус-малус (КБМ)

Тут грандиозные изменения! Теперь вместо -5% за каждый год безаварийной езды (минимум К=0,5) коэффициент КБМ определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования в период с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года.

№ п/п Коэффициент КБМ на начало периода Коэффициент КБМ
0

страховых возмещений за период КБМ

1

страховое возмещение за период КБМ

2

страховых возмещения за период КБМ

3

страховых возмещения за период КБМ

Более 3 страховых возмещений за период КБМ
1 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
3 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
5 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
6 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
7 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
8 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
9 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
10 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
11 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
12 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
13 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
14 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
15 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

 

3. Коэффициент мощности двигателя

п/п

Мощность двигателя (лошадиных сил) Коэффициент КМ
1 До 50 включительно 0,6
2 Свыше 50 до 70 включительно 1
3 Свыше 70 до 100 включительно 1,1
4 Свыше 100 до 120 включительно 1,2
5 Свыше 120 до 150 включительно 1,4
6 Свыше 150 1,6

 

4. Коэффициент ограниченной страховки

 

 

№ п/п

 

Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством

 

 

Коэффициент КО

1 Да 1
2 Нет 1,94 – для физических лиц;

1,97 – для юридических лиц

 

5. Коэффициент возраста/стажа

Если собственником транспортного средства является физическое лицо:

 

Стаж, лет

Возраст, лет

 

0

 

1

 

2

 

3–4

 

5–6

 

7–9

 

10–14

более

14

1 16–21 1,93 1,9 1,87 1,66 1,64
2 22–24 1,79 1,77 1,76 1,08 1,06 1,06
3 25–29 1,77 1,68 1,61 1,06 1,05 1,05 1,01
4 30–34 1,62 1,61 1,59 1,04 1,04 1,01 0,96 0,95
5 35–39 1,61 1,59 1,58 0,99 0,96 0,95 0,95 0,94
6 40–49 1,59 1,58 1,57 0,95 0,95 0,94 0,94 0,94
7 50–59 1,58 1,57 1,56 0,94 0,94 0,94 0,94 0,93
8 старше 59 1,55 1,54 1,53 0,92 0,91 0,91 0,91 0,90

Если собственником транспортного средства является юридическое лицо, коэффициент Квс увеличивается в 1,8 раза.

6. Коэффициент срока использования автомобиля

п/п

Период использования транспортного средства Коэффициент КС
1 3 месяца 0,5
2 4 месяца 0,6
3 5 месяцев 0,65
4 6 месяцев 0,7
5 7 месяцев 0,8
6 8 месяцев 0,9
7 9 месяцев 0,95
8 10 месяцев и более 1

 

7. Коэффициент срока действия договора ОСАГО

№ п/п Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно

используемых на территории Российской Федерации

Коэффициент КП
1 От 5 до 15 дней 0,2
2 От 16 дней до 1 месяца 0,3
3 2 месяца 0,4
4 3 месяца 0,5
5 4 месяца 0,6
6 5 месяцев 0,65
7 6 месяцев 0,7
8 7 месяцев 0,8
9 8 месяцев 0,9
10 9 месяцев 0,95
11 10 месяцев и более 1

 

Какие кооэффициенты отменили? Это:

1. Коэффициент Кпр.

Коэффициент Кпр — управление транспортным средством с прицепом — полностью отменён. Согласно новому Указанию Банка России наличие или отсутствие прицепа больше никак не влияет на стоимость полиса ОСАГО.

2.Коэффициент Кн

Коэффициент КН, применяемый к водителям, совершившим серьёзные нарушения ПДД, также был отменён. Напомним, что ранее Кн составлял 1,5. Теперб влияние тяжести совершенных нарушений ПДД страховщик может регулировать базовой ставкой.

Ну как-то так. Что из всего этого получится – покажет время, но что рынок ОСАГО заметно «повеселеет» за счет свободы определения базовой ставки, сомневаться не приходится!

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок