«Черный лебедь» — это (прежде всего в экономике) теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. «Военная операция в Украине», начатая Россией 24 февраля 2022 года, в полной мере может считаться «черный лебедем» для России в целом и ее страховым рынком в частности; по силе и разнообразию воздействия последствий указанных событий можно говорить о целой стае «лебедей»…
Все ранее данные прогнозы на 2022-й требуют, соответственно, коренного пересмотра. Главные факторы, оказывающие влияние на рынок (по состоянию на написание этой статьи), это:
При быстром разрешении и окончании «спецоперации» в Украине, есть вероятность снижения волатильности курса рубля, и как следствие, более быстрая стабилизация курса рубля, замедление инфляции и корректировка (в меньшую сторону) ключевой ставки ЦБ РФ. Все эти факторы поспособствуют меньшему и более мягкому воздействию негативных факторов на рынок страхования в России, что может позволить пройти 2022 год в цифрах 2021 года, либо чуть меньших.
Общее снижение рынка страхования в России (в рублях) по итогам 2022 года может составить около 10-15%.
Основное снижение, вероятнее всего, будет в сегменте страхования жизни. В сегменте non-life, по нашей оценке, снижения начисленной страховой премии может и не быть, либо будет незначительным (за счет падения страхования от несчастных случаев и болезней и корпоративного страхования)
Есть вероятность снижения рынка до минус 15-20% относительно результатов 2021 года.
При дальнейшей эскалации и затягивания конфликта, усугубления санкций, в случае низкого влияния принятых Правительством контрмер, и как следствие ускорение инфляции в стране, снижение платежеспособности населения, поиск иных вариантов сохранения денежных средств физическими лицами (нежели страхование жизни), сокращение бюджетов предприятий на страхование, более избирательный прием страховщиками объектов и сегментов клиентов на страхование и выставление значительных (“заградительных”) тарифов по отдельным видам страхования (например, по КАСКО), падение рынка может быть значительным.
Однако при высокой инфляции, будут резко расти и постоянно пересматриваются страховые суммы, что позволит компенсировать общее падение сборов резким ростом страховых сумм и взносов. Поэтому можно ожидать общее снижение начисленной премии по рынку не более тех же 15%-20%.
Первоначальные прогнозы по рынку на текущий год был достаточно позитивные (прирост около 5%) по нашей оценке и НРА, за счет умеренного роста среднего взноса, увеличения количества новых договоров за счет продажи новых авто.
Одновременно рассматривался сценарий, по которому мог реализоваться бурный рост рынка страхования ОСАГО на 50% за счет увеличения лимитов выплат до 2 млн рублей за вред жизни и здоровью и выплаты за вред имуществу “без учета износа”.
Очевидно, что прогнозы следует пересмотреть, но уже сейчас можно наметить основные тренды и сформулировать предварительные ожидания рынка ОСАГО в РФ в 2022 году в новых реалиях.
Можно выделить несколько важных моментов, которые стоит рассмотреть для понимания изменений прогнозов по рынку обязательного автострахования в 2022 году:
Разберем каждый пункт в отдельности.
Рост стоимости работ у официальных дилеров и других СТОА повысит стоимость нормо-часов на производимые работы. Увеличение стоимости запасных частей связано в первую очередь с ростом курса USD, нарушением поставок запасных частей и ростом стоимости кредитов для бизнеса.
По нашей оценке, рост средней выплаты может составить не менее 30% относительно прошлогодних результатов.
В 2021 году цена среднего полиса обязательного автострахования практически не изменялась и рост в течение каждого квартала составлял порядка 2%. На фоне ожиданий значительного роста средней выплаты, очевидно, будет наблюдаться недостаточность страхового тарифа в случае применения прошлогоднего подхода к андеррайтингу. С 9 января 2022 года произошло очередное расширение тарифного коридора ОСАГО, однако страховщики практически не изменили средний тариф (по нашей оценке, в январе – первой половине февраля).
Вероятнее всего, страховщики применят зеркальные меры и постараются увеличить тарифы по группам клиентов с повышенным риском.
По более интересным сегментам аккуратных и опытных водителей, скорее всего, будет применяться более мягкий подход, поскольку это наименее убыточная группа клиентов для страховщиков.
Вероятнее всего, потребуется дополнительное увеличение тарифного коридора по ОСАГО, которое уже активно обсуждается, и в текущих условиях это даст возможность страховым компаниям выставлять цену по ОСАГО ближе к верхней границе тарифного коридора. Данная мера уже существенно повлияет на среднюю стоимость полиса обязательного автострахования.
По нашей оценке, рост средней цены полиса ОСАГО может составить по итогам 2022 года не менее 20%, при текущих лимитах страховых сумм.
Вероятно, что расширение лимитов выплат по ОСАГО и выплат за вред имуществу “без учета износа” за поврежденные части ТС будет отложено, чтобы не создавать дополнительную напряженность, поскольку это может привести в сложившейся ситуации к росту тарифа чуть ли не в 1,5 – 2 раза.
Есть вероятность перехода на компенсацию в виде денежных выплат, что будет более выгодно страховщикам на фоне высоких темпов инфляции, а также вероятных проблем с организацией ремонта ТС из-за роста стоимости и проблем с поставками запасных частей. На помощь страховщикам могут прийтий РСА и Банк России, которые могут ввести более жесткие единые таблицы выплат на определенный период, чтобы уменьшить давление как на страховщиков, так и на клиентов в период неопределенности. В данном случае, возможна разработка ЦБ какого-то механизма компенсации разницу между справочниками и фактической ценой ремонта.
После очередного расширения тарифного коридора с 9 января 2022 года значительно увеличилась стоимость полиса ОСАГО для такси (порядка 30%). Уже сейчас стоимость обязательной “автогражданки” на такси может достигать 50-70 тысяч рублей в год.
До последнего времени многие таксисты и таксопарки в принципе не могли приобрести страховку своих авто ни за какие деньги (из-за высокой убыточности этого сегмента) и были вынуждены страховать авто “для галочки” как личный автомобиль. Увеличение тарифа было призвано повысить доступность полисов для такси (как ни парадоксально это звучит), но проблематика осталась: не все страховщики готовы страховать такси даже по таким высоким тарифам, и не все таксисты готовы платить такую значительную сумму в год за полис ОСАГО.
В настоящее время неизбежный рост стоимости ремонта и запасных частей и общий рост стоимости цены ОСАГО не смогут не привести к дальнейшему увеличению стоимости обязательного страхования такси. Для разрешения этой немаловажной проблемы понадобится разработка каких-то специальных механизмов со стороны регулятора, позволяющих найти некий приемлемый для сторон баланс цены полиса и размера выплат при высокой убыточности такси.
На смену Е-Гарант приходит перестраховочный пул ОСАГО в РНПК – Российской национальной перестраховочной компании. По мнению участников рынка и РСА – Российского союза автостраховщиков, это позволит включить большее количество страховщиков в систему, равномерно распределить убытки по рынку (в том числе, по наиболее убыточным группам в зависимости от общей доли ОСАГО на рынке).
Это позволит существенно повысить доступность страховки для автовладельцев. В первую очередь, для молодых водителей с небольшим стажем и с убытками в предыдущем году, а также для клиентов, проживающим в высокоубыточных регионах (например, на юге России). У страховщиков, в то же время, уже не будет возможности проводить определенные манипуляции с системой Е-Гарант, чтобы не брать убыточные сегменты клиентов по ОСАГО.
Коллеги с портала calmins.ru обсудили с экспертами последние тренды на рынке ОСАГО. По мнению директора по управлению портфелем ОСАГО ПАО СК “Росгосстрах” Юрия Стрекалова, “сокращение продаж новых автомобилей замедлит рост автомобильного парка страны, но не приведёт к его сокращению. И так как ОСАГО является обязательным видом страхования, аналогичная картина будет наблюдаться и в объемах продаж полисов “автогражданки”. Что же касается дальнейшей либерализации тарифов, то “вряд ли в условиях неопределенности в экономике этот вопрос будет отнесен правительством и законодателями к числу первоочередных”, что отчасти совпадает с нашим мнением.
К такому же выводу пришел руководитель проекта разработки и развития продуктов по автострахованию компании “Абсолют Страхование” Алексей Тюрников, который также отметил, что “ускорение инфляции должно повлиять и на рост средней выплаты по договорам ОСАГО. Поскольку договор ОСАГО заключается сейчас, а выплаты по нему производятся в течение года, страховщик в этой ситуации уже в текущем периоде должен оценить достаточность существующих тарифных ставок и внести изменения в сторону повышения в пределах существующих границ, установленных ЦБ РФ, в случае недостаточности”.
Эксперт уверен, что “определенный запас в существующем тарифном коридоре для отдельных регионов есть”. Что же касается дальнейших изменений по обязательному автострахованию, то “в рамках дальнейшей либерализации тарифов ОСАГО возможны: увеличение страховой суммы по жизни и здоровью, отмена износа в расчете убытка по “железу”, но вероятно, в этом году данные изменения на фоне внешнеполитической ситуации ЦБ РФ не будет проводить”.
Директор департамента обязательных видов страхования “АльфаСтрахование” Денис Макаров заявил, что рост стоимости ремонта автомобилей приводит к увеличению средней выплаты по ОСАГО, а значит, потребует пересмотра тарифов. Он также отметил, что на фоне подорожания запчастей в компании ожидают пересмотра тарифного коридора регулятором.
Пресс-служба компании “Зетта Страхование” на наш вопрос дала следующий комментарий: возникшие сейчас волатильность валютных курсов и трансформация логистических цепочек по поставке запчастей очевидно скажутся на цене полиса. Однако прогнозировать размер изменения среднего убытка и тарифов, а также продолжительность таких изменений, на данный момент невозможно.
Последнее время автовладельцы все чаще задают нам вопрос, а не отменят ли ОСАГО на фоне текущей ситуации и неопределенности стоимости ремонта? По нашему мнению, отмена ОСАГО маловероятна. Слишком много сделано для нормализации обстановки на дорогах и ухода от практики разборок 90-х, нелогично и неразумно обнулить все достигнутое. Однако очевидно, что стоимость восстановительного ремонта вырастет значительно, и изменений в ОСАГО не избежать.
На фоне снижения реальных доходов населения и высокой инфляции в текущем году, есть вероятность отказа от страхования по полису ОСАГО определенной части автомобилистов. Это может быть обусловлено снижением своих затрат и недостаточностью доходов, особенно в случае значительного роста стоимости полиса. Есть вероятность, что может вырасти спрос на “левые” полисы, которые по некоторым оценкам составляют порядка 10% от всех, либо автовладельцы просто перестанут страховаться при значительном росте среднего взноса.
По нашей оценке, итоговый рост рынка ОСАГО в текущем году составит не менее 10%-15% по итогам года из-за неизбежного роста средней цены полиса.
Наиболее вероятно, что Центробанк продолжит регулировать стоимость ОСАГО и постарается поддерживать доступную цену для граждан без резкого скачкообразного роста. Также существует возможность, что Банк России со своей стороны предложит некий механизм компенсации разницы между справочниками и фактической ценой ремонта. На фоне последних событий мы ожидаем как изменения в подходе к тарифообразованию, к оценке риска и оценке ущерба, а также в подходе к организации выплат.
До 24.02.2022
По предварительным данным, уже за первые два месяца количество проданных новых автомобилей показывает отрицательную динамику к прошлому году. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), за январь 2022 года на рынке России было реализовано почти на 4% меньше авто, чем за аналогичный период в 2021.
Наряду с этим наблюдаются проблемы и с отечественным автопромом. “АВТОВАЗ“ в январе снизил продажи на 17%, и аналогичная тенденция будет продолжаться в связи с недостатком электрокомпонентов для автомомблей. В январе лидером продаж стала Kia Rio, сместив с пьедестала Lada Vesta.
На фоне ажиотажа на новые автомобили в 2021 году резко повысился спрос на подержанные ТС, что логично привело и к значительному росту цен на них (особенно ближе к концу года), и в 2022 году данная тенденция сохраняется (из-за обесценивания рубля и санкций).
По нашей оценке, все эти факторы закономерно привели к росту средней страховой премии по классическому КАСКО (full-CASCO). В условиях неопределенности страховщики предпочитают брать на страхование автомобили без убытков в прошлом периоде (некоторые для оценки риска берут статистику по автомобилю за последние 2 года).
Это было до начала «спецоперации» в Украине 24 февраля.
После 24.02.2022
Новых автомобилей нет, на остатки на складах – значительный рост цен, поставки запчастей в Россию по многим маркам авто приостановлены.
Коллеги с портала calmins.com опросили несколько страховщиков на текущей неделе и получили от них информацию о том, что на фоне введения санкций, волатильности курса рубля и резкого повышения ключевой ставки Центрального банка до 20% произошел очередной пересмотр страховых сумм и тарифов в большую сторону.
Начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК “МАКС” Евгений Попков сообщил, что “под влиянием изменения курса валют и растущего дефицита запасных частей можно прогнозировать, что возмещение ущерба в форме ремонта на СТОА подорожает на 10-50%. Следовательно, логично ожидать симметричного повышения тарифов на КАСКО”. Также он добавил, что “ряд ведущих автостраховщиков в течение последней недели скорректировал тарифы на 5-10%. Причем есть все основания предполагать, что за ними подтянутся остальные компании, в чьем портфеле каско составляет значимую долю, а общее увеличение стоимости полисов автокаско на горизонте 6-9 месяцев будет существенно выше нынешних “плюс 5-10 процентов”.
В СК “Югория” рассказали, что в связи со сложившейся ситуацией компания планирует сфокусироваться на работе по страхованию транспортных средств б/у сегмента, а также развивать сотрудничество с китайскими автомобильными брендами. Они отметили, что уже видят частичный отказ клиентов от классического каско и выбор в пользу продуктов «мини-каско». Снижение спроса приведёт к снижению прибыли страховых компаний. По примерным оценкам, тарифы по КАСКО могут вырасти в перспективе на 2/3 от роста курса доллара.
Директор направления по управлению портфелем каско ПАО СК “Росгосстрах” Ольга Асташкина заявила, что клиентам стоит готовиться к дальнейшему повышению стоимости полисов каско. Также, по ее словам, нестабильная экономическая ситуация и проблемы с поставками в Россию автомобилей и запчастей негативно отразятся на статистике угонов. А это тоже влияет на ценообразование в автостраховании.
Заместитель генерального директора по розничным продажам компании “Абсолют Страхование” Андрей Бурлак отметил, что в компании ожидают продолжение падения продаж новых автомобилей, увеличение стоимости запчастей и сроков ремонта. При этом цены на автомобили будут также расти, соответственно увеличится и средняя стоимость полиса автокаско.
На фоне санкций ЕС и США ряд автоконцернов объявили, что по заключенным контрактам на поставки автомобилей и запасных частей обязательства будут выполнены полностью, но новые контракты заключаться не будут. Многие логистические компании начинают отказываться сотрудничать с Россией, что также усугубляет ситуацию. Непонятно, насколько можно будет компенсировать недостаток/отсутствие поставок запасных частей для автомобилей поставками аналогов из Китая, поскольку даже там бизнес занял выжидательную позицию по отношению к России, и пока нет информации, готовы ли они подтвердить намерения о сотрудничестве в новых условиях.
Давление на участников рынка также оказывает волатильность рубля и резкий скачок курса доллара, который в моменте в понедельник 28 февраля 2022 года достигал отметки 150 рублей за 1 USD в некоторых банках (предложение на конвертацию). На первой неделе марта ситуация несколько стабилизировалась и курс доллара снизился ниже 100 рублей за 1 USD. На общую стабилизацию курса может оказать влияние дорожающая нефть, которая в ближайшие месяцы может приблизиться к историческим максимумам.
Большинство валютных платежей с Китаем производятся в долларах США, а у многих банков (в первую очередь, попавших под санкции) практически нет возможности проводить платежи в валюте. Даже в случае положительного решения вопроса с поставкой запасных частей в Россию и стабилизацией курса USD до понятных значений остается вопрос, по какой цене будут приходить автокомпоненты и какова будет их стоимость для конечного потребителя.
Кроме того, нельзя забывать, что в случаях с гарантийными автомобилями установка неоригинальных запасных частей приведет к лишению гарантии производителя на ТС.
Пока южнокорейские компании пытаются сохранить торговые отношения с Россией в условиях санкций ЕС и США, что может переориентировать Россию на азиатский рынок, однако, уже по новым ценам…
Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что тарифы по КАСКО будут расти, и довольно значительно. Более того, они уже начали расти.
Вероятнее всего, по КАСКО будет наблюдаться динамическое “недострахование”, то есть страхование на страховую сумму меньшую, чем текущая рыночная стоимость автомобилей. Мы ожидаем, что страховые компании будут более избирательно брать клиентов на страхование, отдавая предпочтение безубыточным водителям, чтобы спрогнозировать, насколько это возможно в условиях неопределенности, убыточность по страховому портфелю.
Для управления убыточностью могут быть введены антикризисные меры: например, определенные ограничения на замену новых запасных частей. Могут вновь стать актуальными модификации продуктов по КАСКО с “учетом износа деталей”, которые в настоящее время не распространены. В данном случае, появится возможность страховым компаниям “загружать” на ремонт не автодилеров с высокими расценками на нормо-часы, а простые СТОА. Более активно будет применяться безусловная франшиза в договоре КАСКО для снижения частоты заявленных убытков.
Нужно понимать, что сроки поставок запасных частей значительно увеличатся, и будут они преимущественно из Азии и Китая (если будут), то приведет к длительному ремонту поврежденных ТС. Приведем пример с техническим обслуживание у дилера. Только на текущей неделе некоторые сервисы (мы обращались в Ауди) подняли цены на очередное технической обслуживание авто, причем со 2 на 3 марта цена по конкретному авто увеличилась с 42 тыс рублей до 54 тыс рублей – порядка 30%. Сотрудники обосновали это тем, что выросла стоимость запасных частей (рост курса EUR и USD) и неопределённость с поставками новых, при этом практически нет свободных мест на запись на ближайшие выходные.
Остановка поставок автокомпонентов может привести (как возможный негативный сценарий) к увеличению числа угонов ТС “под разбор” на запчасти, особенно это может коснуться автомобилей каршеринга и частного транспорта, которые стоят на неохраняемых территориях и вдоль улиц. Очевидно, что это может послужить еще фактором значительного роста тарифа по КАСКО. На данный момент сети автосервисов, работающих с легковыми авто, заявляют, что запасы запчастей все еще имеются однако их вряд ли хватит надолго при нынешнем раскладе.
Существует вероятность распространения коробочных продуктов с выплатами по “калькуляции ремонта ТС” и оплаты стоимости запасных частей по унифицированным таблицам. Данная ситуация может привести к недовольству автовладельцев и судебным разбирательствам, если в момент заключения договора страхования клиенту не будут озвучены все основные условия по нему. Для разрешения этой напряженности есть возможное решение – введение утвержденных таблиц от регулятора-ЦБ РФ и/или РСА – Российского союза автостраховщиков, что позволит снизить количество судебных дел, однако, полностью их не исключит.
При негативном прогнозе, КАСКО может стать премиальным, бутиковым видом страхования, недоступным широкому кругу автовладельцев. Но мы надеемся, что до такой ситуации дело не дойдет, и автовладельцы не лишатся возможности получить страховую защиту своего авто.
Можно с уверенностью сказать, что текущая экономическая ситуация, высокий курс доллара, высокая инфляция и ключевая ставка ЦБ 20% будут давить на ранее бурно растущий рынок страхования жизни, особенно на кредитное страхование (и ипотеку), которые фактически стали неинтересны.
Также затруднительно продавать долгосрочные договоры по страхованию жизни на фоне постоянно растущих потребительских цен и высокой инфляции. В данном случае можно ожидать переформатирование линейки банковских коротких продуктов по типу НСЖ-вкладов со ставками выше банковских на срок до 1 года. Самый главный плюс таких договоров – доход не облагается НДФЛ, а при более высокой ставке такой продукт будет востребован.
По нашей оценке, общее снижение по страхованию жизни в целом может составить порядка 30%, но при более серьезном давлении есть вероятность снижения сборов (особенно в части кредитного страхования) до 30-50%.
Однако при быстрой перестройке продуктовой линейки страховщиками с предоставлением опережающей высокой доходности 30-40% (в сравнении с депозитами в банках, которые на начало марта предлагают годовую ставку 20-25%) на короткий срок (до 3-х лет) позволить страховщикам успешно возобновить оканчивающиеся договоры в 2022 году и даже показать рост.
Напомним, что страхование жизни не облагается налогом на депозиты, хотя по своей сути, при правильном структурировании, могут быть хорошим заменителем. Однако денежные средства, направляемые в страхование жизни не застраховано в АСВ – Агентстве по страхованию вкладов. Решение вопроса со стороны ЦБ РФ по страхованию накоплений в продуктах по страхованию жизни позволит сделать привлекательным данный сегмент.
По страхованию ДМС возможно сохранение тенденции роста порядка 10%, как и в первоначальном прогнозе. Основным драйвером остается забота населения о своем здоровье на фоне пандемии коронавируса и желание населения получить качественную помощь помимо ОМС. Кроме того, ожидается рост тарифов на добровольное медицинское страхование в связи с инфляцией и ростом стоимости медикаментов и обслуживания медицинского оборудования.
По страхованию юридических лиц и ответственности есть вероятность, что рынок не упадет, поскольку РНПК сможет покрыть в значительной мере требования по перестрахованию в условиях санкций и передачи рисков за границу.
По страхованию имущества граждан, вероятнее всего, большого роста не будет (это связано с уменьшением количества кредитов и соответственно кросс-продаж), но и падения не должно быть за счет роста средней стоимости строений и, вероятно, небольшого роста тарифов.
По страхованию от несчастных случаев также можно ожидать падения в районе 30%, поскольку значительная часть этих сборов – кредитное страхование.
В статье использованы материалы различных интернет-сайтов и информационных агентств, которым мы приносим глубокую благодарность.