КАСКО: почему сейчас?

Поговорим о тенденциях авторынка – куда все это движется. Наша задача – сугубо практическая: постараться найти убедительные аргументы для клиента в пользу страхования КАСКО именно сегодня («завтра будет поздно!»).

Дефицит новых автомобилей и импортных запчастей

Уход с рынка основных европейских, японских и корейских автопроизводителей привел к катастрофическому падению продаж новых автомобилей – так, в январе 2023 по сравнению с аналогичным месяцем 2022 (т.е. до начала СВО) падение составило 64,5%.

Вместе с этим пропали и оригинальные запчасти. Точнее, не совсем пропали – достать их в принципе можно (не все) по каналам «параллельного импорта» (например, через Беларусь, Турцию или Казахстан), но цены выросли в среднем на 50% и больше. Соответственно, активизировались и угонщики – они прежде всего сосредоточились на угонах автомобилей на разбор.

Тенденция к падению продаж новых авто пока только нарастает: у дилеров — остатки в шоу-румах и на складах, а свободное место в основном заняли изделия отечественного автопрома  и «китайцы». Что будет по итогам 2023 года – посмотрим.

 

 

Рост продаж на вторичном рынке

Уже указанное падение продаж новых автомобилей вызвало рост активности на вторичном рынке – впервые за длительное время. Этот рынок достаточно долго стагнировал: падение продаж новых автомобилей вызвало быстрый рост цен на «вторичку» на фоне продолжающегося падения доходов населения (особенно на фоне девальвации рубля); к этому добавились сложности с ввозом подержанных авто под продажу– сказались фактическое закрытие границ из-за COVID-19 в 2020-2021 гг, а также из-за санкционного давления в 2022.

И вот теперь вторичный рынок наконец-то стартовал: +7% по сравнению с январем 2022 (calmins.com) -последний месяц перед началом событий в Украине. Стартовали и угонщики – во-первых, спрос рождает предложение, во-вторых — подержанные автомобили подорожали в среднем в 1,5-2 раза, соответственно доход угонщиков вырос, а в-третьих –тот же самый лавинообразный рост стоимости запчастей.

Правда, сейчас взлетевшие цены на запчасти несколько припали и в данный момент дальнейшего роста не наблюдается, но в целом он ощутим.

Статистика ВСС и МВД

В 2022 по данным ВСС количество угонов снизилось по сравнению с 2021 годом – угонщики «замедлились» вместе с рынком, однако отчеты МВД показывает совершенно другие цифры: только в 1 квартале 2022 их количество увеличилось почти на 23% к прошлому году. Структура преступного бизнеса, как уже было указано — разбор краденых машин и выстраивание логистики сбыта «черных» запчастей.

Представители МВД считают, что количество угонов растет прямо пропорционально нехватке комплектующих на складах, и это понятно. Дальнейшие тенденции 2023 года, а именно недостаточное (пока) развитие «параллельного импорта» и рост стоимости запчастей на десятки процентов, подтверждают эти перспективы.

Почему страховщики и МВД показывают разные цифры? Потому что первые считают по количеству обращений по краже застрахованных машин, а вторые – по количеству всех угонов. Такая разница показывает, что реально страхуется не так много автомобилей (относительно их общего числа), что особенно заметно в том классе, где больше всего краж – бюджетные, легко и быстро сбываемые машины (типа Kia Rio, Hyundai Solaris, VW Polo и т.п.). Их обычно страхуют в первые год-два и все, отсюда такая «разница в показаниях». К тому же, авто бюджетных марок редко защищаются эффективными противоугонными устройствами – на этих вещах их владельцы обычно экономят.

Итого – угонов на самом деле много и их количество растет, а статистика страховщиков отражает только часть общей неблагоприятной картины.

Подержанные комплектующие могут начать восстанавливать

В конце февраля 2023 года депутаты четырех комитетов Госдумы выступили с инициативой по развитию в России автомобильной промышленности для создания возможностей по восстановлению б/у комплектующих для авто. Они подготовили проект письма, который собираются направить председателю правительства Михаилу Мишустину. Эксперты отмечали, что в РФ эта индустрия практически отсутствует, однако при наличии «политической воли» нет ничего невозможного – и в кратчайшие сроки, учитывая остроту проблемы.

Страховое сообщество поддержало предложение депутатов Госдумы по созданию индустриального сектора промышленного восстановления отработанных компонентов.

Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев назвал эту инициативу важной — найти новые комплектующие сегодня получается, мягко говоря, не всегда. Это создает проблемы не только для страхового рынка, но и для всей транспортной отрасли в целом.

Также Уфимцев повторно заявил о надежде на то, что страховщики смогут использовать подержанные запчасти для ремонта авто по страховке. Это касается исключительно тех частей авто, которые не влияют на безопасность.

Cвежая новость: Центробанк и Правительство (Минфин) в итоге пошли навстречу: они могут одобрить использование б/у запчастей при ремонте автомобилей по полису ОСАГО при условии, что будут приняты отраслевые гарантии безопасности, написал «Интерфакс» со ссылкой на позиции замминистра финансов Алексея Моисеева и руководителя департамента страхового рынка Банка России Ильи Смирнова. Они высказались на совещании в Совете Федерации по поводу проблем ОСАГО.

О каких запчастях идет речь? По сути, о тех же, о которых говорил Уфимцев как представитель страхового сообщества: они не должны влиять на безопасность движения. Таким образом, о кузовных элементах и фарах, например, может идти речь, а о рабочих элементах подвески (тормозные колодки и пр.) – нет. Надо при этом учесть, что именно кузовные элементы страдают в ДТП чаще всего и на них приходится большая часть расходов страховщиков.

Напомним, что Закон об ОСАГО сегодня не запрещает ремонт восстановленными запчастями, это возможно по соглашению с автовладельцем. Необходимость доплаты зависит от конкретной ситуации. Но закон не предусматривает, что такой порядок урегулирования страхового случая может быть согласован уже на этапе заключения договора страхования.

Однако, впереди что называется большая работа – как уже было сказано выше, индустрии восстановления б/у запчастей в России пока по сути нет, и ее придется создавать фактически с нуля. Но даже с учетом этого, компромиссное решение сторон – большой шаг вперед в сложившихся условиях глобального дефицита.

Пора подводить резюме. Теперь мы можем сформировать рабочую речевую конструкцию (скрипт) для общения с клиентом:

«Иван Иванович! Главная тенденция 2022 г. и начавшегося 2023 г. – это трудности с поиском запчастей и — главное – рост цен на десятки и сотни процентов (особенно это касается элементов кузова и остекления)! Стоимость Каско тоже постепенно растет, хотя и намного медленнее – в основном за счет постепенного увеличения выплат. Если не застраховать сегодня риск «Ущерб», то в случае ДТП придется самостоятельно искать супердорогие оригиналы или зачастую сомнительные аналоги, которые – кстати —  стоят сегодня ненамного дешевле. Сюда же надо добавить высокий уровень инфляции, что, опять-таки, ведет к удорожанию всего и вся.

Если же доверить все это страховой компании, то, согласитесь, это минус большая головная боль: РЕСО-Гарантия, например, по КАСКО именно ремонтирует машины в подавляющем большинстве случаев, таким образом все эти проблемы остаются в рамках взаимоотношений страховщика и СТО и не коснутся Вас. Лучше застраховаться, и застраховаться именно сегодня, пока стоимость страховки не начала догонять стоимость запчастей!

Далее, угоны: их количество по статистике МВД растет, и причины понятны – это и оживление на рынке вторичных авто, цены на которые выросли в 1,5-2 раза (а значит, соответственно выросла и маржа угонщиков), и тот же дефицит комплектующих, из-за которого активизировавшиеся угонщики угоняют машины на разборку дефицитных запчастей. Лучше не ждать негативного развития событий на этом рынке и сегодня застраховать машину!

Итак – предлагаю застраховать КАСКО сегодня и снять с себя массу проблем!

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок