Машина – Bentley, краска – China

Мы, конечно, немного преувеличили и чуть-чуть пошутили. Ни один автосервис, находясь в здравом уме и твердой памяти, не будет сегодня красить Бентли, равно как и любую машину премиум-класса, китайской краской, готовящейся хлынуть на отечественный рынок в условиях острого дефицита качественных ЛКМ – там по-китайски страдает качество и цветоподбор. Однако общая проблема на рынке ЛКМ остра и с каждым днем заостряется все больше. О ней мы и поговорим.

В связи с ситуацией в Украине из России ушли основные поставщики автомобильных красок, к сотрудничеству с которыми привыкли автосервисы. У остальных рухнули логистические цепочки, и в целом, по оценкам экспертов, на этом рынке надвигается настоящая катастрофа: уже через 2 месяца, по мере истощения складских остатков, ожидается дефицит лакокрасочных материалов. «Параллельный импорт», т.е. поставки без официальной санкции производителей через третьи страны, пока не построен и надеяться, соответственно, на него пока нечего.

Проблема могла бы быть решена, если бы необходимые ЛКМ производились в России. Нельзя сказать, что их совсем нет – есть завод в Дзержинске Нижегородской области, завод АРС в Твери, еще несколько производств. Однако они сами зависят от импортных поставок (Германия, Италия, Нидерланды и др.).

Кто уже ушел? Основные бренды: ЗМ (абразивные матриалы), Qickline, PPG, Basf, AkzoNobel (бренд ЛКМ Sikkens). Последняя компания к тому же обеспечивала комплексное оснащение кузовных цехов и учет расхода лакокрасочных материалов.

 Итак, по словам экспертов рынка, уже в августе этого года (когда закончатся складские запасы) автомобилисты России, вынужденные ремонтировать свои разбитые машины, могут почувствовать дефицит ЛКМ.

 По словам участников рынка, июнь – первый месяц, когда начал ощущаться недостаток материалов высокого качества, до этого проблем не было, скорее всего, поставщики продавали старые запасы. Однако, сейчас уже, например, премиум-линейка AkzoNobel практически вся раскуплена и недоступна к заказу – полный спектр, от грунта до лака.

Такие материалы предпочтительно использовать с точки зрения скорости и качества работ – в частности, от них зависит точное попадание «в цвет» при кузовном ремонте. Абразивные материалы немецкой 3М, например, поставки которых также прекращены, более эффективны и экономичны в использовании, чем аналоги. Переход же на альтернативные материалы неминуемо приведет к снижению качества работ.

Стандартный срок загрузки ЛКМ крупного автосервиса – на месяц вперед, сейчас же наиболее удачливые загружаются на 2 месяца и больше, но таких «везунчиков» все меньше.

В таких условиях рынок активно захватывают материалы из Китая и Турции, но там, повторимся, ощутимо страдает качество. При использовании немецких материалов компании, занимающиеся покраской автомобилей, давали гарантию на 3-5 лет; с турко-китайскими ЛКМ об этом уже речи не идет. Российские материалы пока есть, но для них обычное дело — перепады качества в зависимости от партии и в целом оно также уступает ушедшим с рынка импортным производителям.

Наибольшие сложности ожидаются у СТО, которые ремонтируют автомобили по каско, а также у дилеров. Они несут ответственность не только перед клиентом, но и перед страховой компанией, к которой могут быть обращены претензии страхователей в случае некачественного ремонта.

На что надеятся «автомаляры» в нынешних сложных условиях? Прежде всего появление «параллельного» импорта, налаживание логистических цепочек качественной продукции через третьи страны (Турция, Китай, Индия, Казахстан и др.) – ну и на запуск отечественного производства качественных ЛКМ. Была бы, как говорится, политическая воля. Но это в любом случае займет несколько лет, которых у участников рынка, естественно, нет.

А пока владельцам пострадавших в ДТП автомобилей стоит поторопиться с ремонтом. А то, действительно, не пришлось бы красить Bentley китайской краской (грустная шутка)…