Как отреагировала мировая экономика на пандемию COVID19, известно: падением всего и вся, как говорят экономисты – «беспрецедентным в новейшей истории». По прогнозам, по итогам 2020 ВВП США сократится на 3,8%, а еврозоны — на 7,9%.
Еще более удручающая картина ожидается в Индии, Аргентине, Великобритании, Южной Африке и Мексике, которые, по прогнозам, рухнут более чем на 10%.
И только ВВП Китая вырастет на 1,8%, но после 8-9% роста в последние года это, конечно, провал.
А как себя чувствует мировой рынок страхования? Очень нервно и растит цены, да как! По опубликованному докладу ведущего мирового страхового брокера и консультанта по рискам Marsh & McLennan, стоимость коммерческого страхования на мировых рынках выросла на 20% в III квартале 2020 г. согласно Международному индексу рынков страхования. Это самый большой рост цен с момента запуска индекса в 2012 году, последовавший за удорожанием страхования на 19% во II квартале и на 14% в I квартале 2020 г.
Как и в предыдущие кварталы этого года, повышение средних цен на 20% вызвано в основном ростом ставок на страхование имущества, финансовых и профессиональных рисков.
Среди других результатов третьего квартала:
• В среднем по миру стоимость страхования имущества выросла на 21%, финансовые и профессиональные линии выросли на 40%, что превышает рост, отмеченный во II квартале.
• Страхование гражданской ответственности подорожало в среднем на 6%, тогда как в предыдущем квартале рост составил 7%.
• Средние взвешенные цены на страхование растут во всех регионах мира уже восьмой квартал подряд.
• Все регионы кроме Латинской Америки сообщили о двузначном росте цен. Больше всего ставки выросли в Великобритании (34%), Тихоокеанском регионе (33%) и США (18%). Изменения цен во всех регионах были равны или превышали рост, зарегистрированный во втором квартале.
• Страховое покрытие ответственности директоров и должностных лиц (D&O) продолжило значительно дорожать. Цены на D&O в Великобритании и Австралии выросли более чем на 100%, в то время как в США — почти на 60%. Более 90% американских публичных компаний столкнулось с ростом ставок на D&O.
«Страховой рынок не мог не отреагировать на хаос и неопределенность, спровоцированные коронавирусом и возросшей в связи с этим убыточностью», — поясняет Владимир Крючков, Управляющий директор АО «Марш – страховые брокеры». По его мнению, финансовые и профессиональные линии оказались наиболее чувствительным сегментом при переходе рынка в фазу ‘hard market’, что повлекло за собой следующие изменения:
• Сокращение участвующих страховщиков и емкостей. Только в 2020 году не менее 7 страховых компаний в Лондоне и Континентальной Европе полностью свернули свои операции в этом сегменте. Несколько страховщиков существенно сократили свои емкости.
• Увеличение стоимости страхования. Программы D&O в Европе и России выросли в цене на 25-50%, а ряд публичных компаний или компаний с широкой географией присутствия показали рост 100% и более.
Ставки на страхование имущественных рисков в Континентальной Европе (куда относится и Россия) выросли на 21%. С двузначным ростом столкнулись компании всех размеров и во всех странах. В России влияние роста цен на мировых страховых рынках в наибольшей степени уже ощутили те клиенты, чьи риски требуют международного перестрахования. «Уверен, что это не остановит их от покупки зарубежного рейтингового перестрахования, поскольку требования к финансовой устойчивости контрагентов не будут снижены. Однако это приведет к более тщательной оценке требуемого страхового покрытия в части рисков и лимитов, а также интересу к альтернативным решениям по организации и структурированию страховой защиты», — дополняет Андрей Шейн, заместитель генерального директора и глава департамента имущественных рисков АО «Марш – страховые брокеры».
Комментируя итоги третьего квартала, Люси Кларк, президент Marsh JLT Specialty и Marsh Global Placement, сказала: «Условия остаются сложными во многих частях страхового рынка. Неопределенность, связанная с пандемией COVID-19, и опыт убытков последних лет по многим направлениям способствовали увеличению ставок на страхование, которое мы наблюдаем уже третий год. К сожалению, многие клиенты столкнулись с этими условиями в тот момент, когда противостоять им сложнее всего, что побуждает многие компании переосмыслить свои модели покупки страховых услуг, включая увеличение собственного удержания рисков, снижение лимитов и изменение условий полисов. Поскольку мы ожидаем, что эти сложные условия сохранятся и в 2021 году, уже сейчас специалисты Marsh делают все возможное, чтобы достичь лучших результатах для наших клиентов».
Ниже приведены международные индексы 6 мировых рынков страхования в динамике (синияя гистограмма – рост тарифов в % по кварталам, график – прирост к предыдущему кварталу). Россия относится к континентальной Европе.
Как все эта мировая пандемийная тарифная истерика отразилась на России? Пока не так резко, но отечественные страховщики не могут оставаться в стороне от мировых тенденций – здесь и растущая стоимость перестрахования, и специфические внутренние риски. Не забываем, что Россия – страна с развивающейся экономикой, к тому же сильно зависимой от мирового рынка углеводородов, импорт которых просел до грозных 40% из-за пандемийного замедления экономической активности. Поэтому, повышение тарифов – дело неизбежное, и если ваши клиенты при пролонгации зададут вопрос «ПОЧЕМУ?!» или даже «КАКОГО ЧЕРТА?!», то теперь Вы, надеемся, сможете авторитетно объяснить ПОЧЕМУ и КАКОГО. Весь мир повышает – и Россия повышает.
Ваша заявка успешно
отправлена !