Автостраховщики, похоже, нашли способ страховать, наверное, самый убыточный вид – такси (речь идет об ОСАГО). Они готовятся объединиться в перестраховочный пул по таким рискам и делиться убытками, чтобы не допустить дефицита полисов. В ЦБ все чаще поступают жалобы на недоступность ОСАГО для такси как высокоубыточных клиентов страховщиков, а система «Е-гарант» (автоматически распределяет «нежелательных» клиентов между компаниями в режиме онлайн) на юрлиц не рассчитана. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».
В ответ от ЦБ ожидается повышение самих тарифных ставок. Способ уже применялся во время дефицита полисов для физлиц — для них была создана система «Е-гарант», а затем на 20% повышена верхняя граница тарифного коридора.
Как говорит президент РСА Игорь Юргенс, «очевидно, что разумным способом решения проблемы является повышение тарифа для убыточных сегментов — это же будет и экономическим стимулом для таксопарков для снижения аварийности».
Компании совместно с Минфином и ЦБ начали обсуждение повышения тарифа для такси минимум на 60% . «Чтобы обеспечить переходный период, когда страховые компании смогут позволить себе страховать риски такси и других высокоубыточных сегментов рынка, а таксопарки смогут усовершенствовать свои системы допуска и проверки водителей, члены РСА обсуждают возможность распределить повышенную убыточность аварийных сегментов рынка на всех страховщиков ОСАГО за счет создания перестраховочного пула», — поясняет Игорь Юргенс. По его словам, такое решение наряду «с разумным повышением верхней границы тарифного коридора для такси» позволит решить проблему с повышенной аварийностью этого вида транспорта.
Однако, такое повышение тарифов может оказаться неподъемным для ряда таксопарков и приведет к тому, что они перестанут покупать полисы ОСАГО. Заниженные тарифы, напротив, вынудят уклоняться от страхования такси уже страховщиков, как это происходит сейчас.
В ОСАГО в отличие от других видов обязательного страхования перестрахование было изначально запрещено. Как говорит глава перестраховочной «дочки» ЦБ — РНПК Наталья Карпова, ОСАГО — социально значимый вид страхования. «При запуске этого вида хотели избежать возможных схем и вывода денег за рубеж. Идея простая — кто взял риск, тот за него и отвечает». В 2019 году запрет на перестрахование в ОСАГО был снят. «В ОСАГО страховые суммы сравнительно небольшие (400 тыс. руб. — по риску вреда имуществу, 500 тыс. руб. — по жизни и здоровью ), и страховщики могут их оставить на собственном удержании. Когда запрет был снят, к нам на перестрахование пришло всего два договора»,— говорит госпожа Карпова (однако, недавно страховая компания ГАЙДЕ отправила зарубежному перестраховщику 200 млн. руб. по ОСАГО!). Идею объединения в пул она называет справедливой в части перераспределения нежелательных рисков.
По словам же лидера движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, пул на время выравняет убыточность страховщиков, но не решит проблему аварийности такси. Это «очень полярный с точки зрения аварийности вид, — поясняет господин Шкуматов,— есть таксисты, годами не попадающие в ДТП, а есть бьющиеся регулярно. Решать проблему надо путем расширения тарифного коридора и максимально высокими ставками для аварийных таксистов».
В ЦБ «Ъ» сообщили, что предложения о пуле страховщиков регулятору еще не поступали: «Для комментариев требуется их серьезное изучение. В случае поступления Банк России изучит эти предложения». Впрочем, страховщики уже подобным образом склоняли регулятора к пересмотру тарифов. Система «Е-гарант» запустилась в 2017 году, а в 2018 году ЦБ принял решение о расширении тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз.
Ваша заявка успешно
отправлена !