Поговорим о самых актуальных проблемах авторынка — и соответственно рынка КАСКО: проблемы с автозапчастями и автоугоны.
Ау, запчасти!
По данным Коммерсантъ с начала украинского кризиса автозапчасти подорожали в среднем на 30%. Сложности с поставками в РФ привели к существенному дефициту бамперов, стекол и фар, из-за чего цены порой вырастали в шесть раз (!) относительно рекомендованных уровней. Проблемы есть также с поставками электроники для автомобилей. Разрешение параллельного импорта запчастей пока ситуацию не улучшило.
Что такое «параллельный импорт»?
Этот законодательный механизм разрабатывается Министерством торговли и промышленности и предполагает ввоз товаров в Россию без согласия владельцев торговых марок. Минпромторг уже составил список из более чем 200 брендов из «недружественных» стран, среди которых автомобильные двигатели и детали Cummins, Deutz, Kubota, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Volvo и Scania.
Если компания, отвечающая за конкретный бренд, отказывается поставлять запчасти для гарантийного или сервисного обслуживания в долгосрочной перспективе, то по такому бренду будет оперативно введен параллельный импорт, сообщили в Минпромторге, который разрешил ввозить «серые» детали для Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Tesla, Skoda, Nissan и для других марок. Можно будет легально экспортировать технические узлы и электронику Wabco, приводные ремни и гидравлику Gates, шины Continental, Michelin, Goodyear и Bridgestone.
«Параллельный импорт», по мнению Министерства, поможет снизить дефицит оригинальных запчастей для автомобилей уже во второй половине 2022 года. Поставки предполагается осуществлять через Турцию (об этом уже сообщили в ВСС), Казахстан и другие страны. Предложенные меры помогут заполнить высвободившиеся ниши альтернативными поставщиками из стран Азии и организовать масштабные закупки запчастей для отечественного авторынка.
Ранее наиболее популярными направлениями поставок запчастей раньше были Китай, Европа и Япония, однако в связи с ограничениями доставка из двух последних теперь невозможна и популярность запчастей из Поднебесной растет, рассказал директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Иван Попов. Однако, по словам Попова, наиболее значительные сложности с поставками деталей остаются для BMW, Mercedes, Land Rover, Audi, а также автомобилей американского производства.
По информации «Известий», запасные части для обслуживания и ремонта ранее выпущенной в обращение готовой продукции могут быть ввезены любыми лицами без представления таможенным органам документов о соответствии, напомнили в ФТС. Это позволяет делать соответствующее постановление правительства, действующее в условиях внешнего санкционного давления со стороны «недружественных» стран.
На сегодняшний день около 30-35% техцентров испытывают сложности с наличием комплектующих, особенно деталей для двигателя, амортизаторов, частей подвески, электроники, а также некоторых расходников: моторного масла, фильтров, свечей зажигания, говорит руководитель сервиса Fresh Auto Илья Иванский. Дефицит по некоторым запчастям наблюдался еще в период пандемии, отмечает он, но ситуация существенно ухудшилась после начала военных действий в Украине. Запчасти были затронуты санкциями ЕС, а единственным доступным путем доставки из Азии осталась железная дорога.На этом фоне стало невозможным как доставить комплектующие на конвейеры автозаводов в РФ, так и обеспечить сервисные работы.
По данным Russian Automotive Market Research (НАПИ), средняя цена оригинальных запчастей по страховой корзине по итогам апреля выросла на 96,6%, до 94,2 тыс. руб., если ориентироваться на прайс-листы автоконцернов. По прайсу на агрегаторах — 85,1%, до 104,3 тыс. руб. Но темпы удорожания в апреле значительно замедлились — рост составил несколько тысяч рублей.
Рост цен на автозапчасти и их ограниченная доступность уже привели к тому, что ЦБ позволил страховщикам рассчитывать стоимость ремонта в рамках ОСАГО только по неоригинальным запчастям для сдерживания стоимости полиса. По каско государство цены не регулирует. «Рост цен на запчасти в среднем на 30% привел к тому, что многие игроки рынка предлагают доплату за действующие полисы каско порядка 20-40%. Это позволяет сохранять объем страхового покрытия на прежнем уровне и избежать случаев, в которых клиент, даже не сильно повредивший дорогостоящую часть автомобиля, может столкнуться с тем, что его транспортное средство будет признано не подлежащим восстановлению»,- говорит гендиректор «Тинькофф Страхования» Иван Мироненко.
Основные причины дефицита — волатильность валют, невозможность прозрачного ценообразования и логистические проблемы, в том числе нехватка контейнеров для транспортировки морским путем и сбои в привычных маршрутах. Другие дилеры также говорят о сложностях с доставкой и отменах заказов, но в целом надеются на улучшение ситуации за счет «параллельного импорта» — в том числе на снижение цен.
Ау, угонщики! А мы здесь
В этих условиях не мог не увеличиться рынок автоугонов — угнанная машина идет на разборку, снятые запчасти — на сервис. Так и есть:
МВД России опубликовало статистику преступлений, связанных с угонами автотранспорта. За минувшие три месяца (февраль, март, апрель) количество угонов увеличилось на 20-24%, что на фоне прошлогоднего снижения выглядит угрожающе. Главной причиной называется дефицит деталей и комплектующих, вызванный срывом поставок из-за рубежа (а что еще…). Преступники разбирают угнанные машины на запчасти и затем продают их на разбор. МВД предупреждает, что в ближайшие несколько месяцев ситуация заметно ухудшится, а пик угонов придется на лето 2022 года. Запуск «параллельного импорта» должен ослабить проблему к осени 2022, но многие аналитики ставят это предположение под сомнение: уж больно удобен (и быстр) путь от угона в автосервис на фоне логистических и прочих проблем.
Автоугонщики действуют по двум основным схемам. Первая предполагает угон чужого автомобиля и его разборку в гаражах. В отчете Министерства внутренних дел (МВД) указано, что в январе было угнано 459 автомобилей, в феврале количество краж составило 505 машин, а в марте — 620. Таким образом, только за в первый весенний месяц 2022 года злоумышленники украли на 22,8% транспортных средств больше, чем за аналогичный период зимой.
Вторая схема предполагает воровство деталей со стоящего во дворе автомобиля. Воры забирают съемные делали, которые можно снять с использованием простых инструментов. Это зеркала, фары, бампера, крылья, колеса, аккумуляторы и даже каталитические нейтрализаторы в системе выхлопа. Чаще всего детали снимают в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других крупных городах, где много сравнительно свежих машин.
В ПАО СК «Росгосстрах» считают, что сильнее всего рискуют владельцы самых востребованных в России моделей. По данным агентства «Автостат», самыми продаваемыми машинами на февраль 2022 года в России являлись Kia Rio, LADA Vesta, Granta, Hyundai Solaris, Creta, Renault Duster , Toyota RAV4, LADA Niva Travel и Niva Legend, Largus, а так же лифтбек Volkswagen Polo и некоторые другие машины. Эти автомобили хорошо продаются на вторичном рынке, для них наблюдается дефицит запчастей и соответственно будет рост краж. Однако, надо заметить, что лидер по количеству угонов (причем не по частоте угонов, а именно по количеству) за февраль-март стал Hyundai Santa Fe, который не отнесешь ни к самому продаваемому классу машин, ни тем более к самому дешевому. И вообще с мнением РГС можно поспорить: если речь идет о самых продаваемых машинах, то — да, их количество угонов будет значительным, но вероятность угона (т.е. отношение количества угнанных ко всем) может быть небольшой. Эту тенденцию много лет демонстрируют, например, отечественные Lada.
Однако, нынешняя печальная ситуация с запчастями может вносить коррективы в привычные схемы и тенденции рынка автоугонов: в лидеры могут вырваться те автомобили, на которые именно трудно достать запчасти.
По итогам первого квартала 2022 года по данным страховщиков, самыми угоняемыми автомобилями стали Hyundai, Kia и Toyota. Среди автомобилей марки Hyundai наибольшим спросом у угонщиков пользовался кроссовер Santa Fe, а также Solaris и Creta. Самыми угоняемыми автомобилями Kia стали Rio, Rio X-Line и Sportage. Среди машин японской марки Toyota часто воруют Land Cruiser и Camry.
По данным Союза страховщиков ВСС, за три минувших месяца угнано 264 машины. Абсолютным лидером по числу угонов застрахованных автомобилей стал Hyundai Santa Fe. Второе место заняли автомобили Lada, следом за ними идет Kia. Более всего ценятся машины с небольшими пробегами и возрастом менее 7 лет.
По оценкам председателя Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, цены на запчасти в среднем выросли на 30% на фоне возникшего дефицита, из-за чего преступники охотнее идут на риск и пополняют дефицит с подпольных разборок.
Аналогичное мнение высказывает вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов.«Угонщики действуют не с целью перепродажи, а с целью разбора на запчасти. Основной их удар будет направлен на массовый сегмент. Ухудшение ситуации мы увидим к лету».
Между тем, по данным МВД, по итогам первого квартала 2022 года самыми угоняемыми стали автомобили марок Hyundai, Kia и Toyota. Из моделей Hyundai, как сообщали «Автоновости дня», преступники чаще выбирали седаны Solaris, а также кроссоверы Creta и Santa Fe. В линейке Kia угонялись в основном седаны Rio, хэтчбеки Rio X-Line и кроссоверы Sportage, а среди Toyota жертвами злоумышленников чаще всего становились внедорожники Land Cruiser и седаны Camry.
По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), рост угоняемости заметен даже по застрахованным автомобилям — с января по март жертвами таких преступлений стали 264 машины. Абсолютным лидером среди них стал кроссовер Hyundai Santa Fe. Второе место заняли автомобили LADA, а замкнули «тройку» корейские Kia.
Что же делать-то?
Ответ старый, добрый и тривиальный: потратить какие-то деньги на качественную противоугонную систему, которую могут установить в любом сертифицированном центре (совет — выбирайте центры «возрастом» не менее 5 лет). Акцент на слове «качественную» или «эффективную» — те же дешевые автосигнализации китайского и корейского производства, например, дезактивируются дистанционно с помощью специальных код-грабберов размером с брелок обычного автомобиля. Стоит такой девайс на «черном» рынке всего несколько десятком тысяч рублей.
Сколько стоит эта самая эффективная защита? Вопрос интересный (особенно для клиента) и достаточно сложный сам по себе, но если связать стоимость противоугонной защиты со стоимостью авто, то на него есть общий ответ — 1,5-2% от стоимости защищаемого автомобиля ( с некоторыми поправками на угоноопасность конкретной модели — так для лидера угонного рейтинга Santa Fe эффективный защитный комплекс будет стоить как раз 2% или даже чуть больше). Но в целом стоит согласиться, что для ответственного автовладельца вышеуказанные цифры явно не критичны, особенно при покупке нового авто, когда обычно «противоугонки» и ставят.
Почему грамотно установленная противоугонная защита эффективна? Потому что профессиональным угонщикам неинтересно возиться со «сложной» машиной, когда рядом греются на солнышке пять аналогичных «простых». Вот, собственно, и все.