Где можно купить сегодня страховой полис? Каналы продаж делятся на офф-лайн и он-лайн.
К первым относятся: 1) офисы продаж страховщиков 2) страховые агенты-физлица 3) страховые брокеры (лицензированные) 4) страховые агенты-юрлица (по сути, те же брокеры, но без лицензии) 5) банки 6) автодилеры ( работающие как агенты-юрлица).
Ко вторым относятся: 1) корпоративные сайты страховщиков (оформить страховку через сайт можно у большинства компаний – от лидеров ритейла «Ингосстраха», «Ренессанса», «Альфастрахования» до небольших страховщиков – например, «Абсолют Страхование» со сборами 4,8 млрд. (2019) , полностью спрятавшийся за бойкой вывеской mafin.ru;) 2) компании-агрегаторы, представляющие собой электронные площадки (маркетплейсы), позволяющие рассчитать и купить полис прямо на сайте, то есть по сути онлайн-брокеры.
Все каналы продаж, кроме самих страховых компаний (офисов и сайтов), являются партнерскими, и предполагают выплату комиссий, составляющую значительную часть все РВД (расходов на ведение дела). Сколько же собирают и получают посредники? По данным ЦБ в 1-м полугодии 2020 года самое низкое среднее комиссионное вознаграждение за продажу полисов было у брокеров — 14,1%. Они принесли 3,3% страховых премий, или 24,65 млрд рублей (рост на 5%). Чуть большие комиссионные — 16,2% — у агентов-физлиц. Через них было собрано 18,8% всех премий, или 138,9 млрд рублей (на 11,3% больше, чем годом ранее). На третьем месте — агенты-юрлица (за которыми в основном «прячутся» те же агенты-физики, работающими таким образом сразу с несколькими страховщиками), у которых средняя комиссия была 23,3%. На них также пришлось 3,8% сборов, или 28,3 млрд рублей (рост на 2%). Автодилеры получили среднюю комиссию 35,6%. На них пришлось 3,8% всех премий, или 28,1 млрд рублей (на 2% меньше, чем в 2019-м). Больше всего зарабатывают на полисах банки — 36,2%, которые собрали 33% всех страховых премий, или 243,9 млрд рублей (на 3,5% меньше, чем годом ранее).
Интересно посмотреть, как распределяется по видам суперкомиссия банков, пользующихся своим безоговорочным лидерством среди других каналов продаж (синим выделены результаты 1 полугодия 2020, желтый график отражает отношение к предыдущему году):
Т.е. по самому вкусному (в плане низкой убыточности) виду «Страхование от несчастных случаев и болезней» банковская комиссия достигает безумных 73% (а по некоторым оценкам речь идет о 80-85% через дополнительные финансовые инструменты)! Также впечатляют комиссии в 55% по ИФЛ (!) и 52% по страхованию жизни. Однако, от банкострахования пока никто отказываться не собирается – слишком много плюсов: здесь и доступ к клиентской базе банка, и экономия на продавцах (эту функцию берут на себя менеджеры банка), и оптимизация расходов на развитие региональной сети.
От работы с не менее жадными автодилерами страховщики тоже не откажутся никогда, хотя и они продают на порядок меньше, чем банки (правда, дела в 1-м полугодии 2020 дела у автопродавцов были плохи из-за пандемии, продажи новых автомобилей по отношению к 2019 году упали больше чем на 20%).
Как выглядит ситуация со стороны посредников, конкурирующих друг с другом? Агентам-физлицам, которые интересуют нас прежде всего, практически невозможно конкурировать с банками и автосалонами, однако, судя по объемам сборов, они с успехом противостоят брокерам, самим страховщикам, продающим напрямую и страховым агрегаторам. Причем, онлайн-канал прямых продаж у страховых компаний пока развит слабо – за 1 полугодие 2020 через него продано лишь 4% всех полисов (е-ОСАГО не в счет). Это объясняется в первую очередь инертностью потенциальных страхователей, а также дороговизной интернет-рекламы, которая не по силам мелким и средним страховщикам. «Крупняк» же создает сам себе слишком сильную конкуренцию со стороны остальных каналов продаж, хотя ни одна из ведущих страховых компаний не отказывается сегодня от развития онлайн-продаж и будет развивать ее дальше.
Что со страховыми агрегаторами? Сейчас сняты все законодательные ограничения на дистанционную продажу посредниками, и вроде бы следует ожидать бурный рост по этому направлению (хотя уже сейчас на рынке достаточно агрегаторов – banki.ru, mnogostrahovok.ru, kupipolis.ru и др.). К агрегаторам идут прежде всего мелкие и средние страховщики, не имеющие финансовых и технологических резервов для орагнизации собственных онлайн-продаж, а также крупные компании (ВСК, например), которые по тем или иным причинам не готовы развивать свой онлайн-канал. Агрегаторы как раз обладают достаточными резервами для агрессивной интернет-рекламы и необходимыми IT-технологиями, и ситуация, в которой в борьбе за клиента сходятся агент-физик и онлайн-агент, предлагающий несколько компаний на выбор + сервис «купи полис с помощью мышки/телефона», возникает все чаще. Наши симпатии, разумеется, на стороне первых:)
Какие главные аргументы можно предложить агенту-физлицу для клиента, выбирающего между ним и агрегатором? Прежде всего, полагаем, стоит объяснить клиенту принципиальную разницу (с точки зрения страховщика) между продажей по каналам «страховая -агент» и «страховая -агрегатор». Сыграть можно на том, что клиент (предполагается) не знает тонкостей организации процесса и по крайней мере заинтересуется новой для себя информацией.
Итак, мы говорим, что:
Можно еще добавить пару цифр: на сегодняшний день собственными агентскими сетями (пусть это даже агенты-«мультики») располагают 106 страховых компаний (т.ек. почти половина всех лицензивроанных), а общая численность страховых агентов в России превышает 150 тыс. (и каждый 5й из них – агент РЕСО, не забываем об этом! :). К сравнению, даже с банковским каналом сотрудничает меньше – 77 компаний.
Агрегаторы безусловно будут развиваться, хотя, как нам кажется, в основном в продажах недорогих коробочных продуктов – то же КАСКО помимо своей дороговизны требует достаточно сложного андеррайтинга, поэтому оно будет в основном продаваться в виде тех же «коробок» — усеченных суброгационнных продуктов с фиксированной премией.
В заключение, рассмотрим сравнение вариантов покупки полиса страхования квартиры на www.mnogostrahovok.ru и «РЕСО-Домовой»:
1.Заходим на сайт агрегатора и вводим общие данные квартиры: площадь 80 кв.а., дом 2003 года постройки, без капремонта:
2. На следующем шаге самостоятельно устанавливаем страховые суммы, соответствующие программе РЕСО «Домовой-200»:
3.Система предлагает 3 компании: ВСК, Либерти (Совкомбанк) и Пари:
4.Аналогичный расчет для «Домовой-200» даст нам страховую премию 6000 руб.! Т.е. агрегатор насчитал значительно более высокий тариф, и мы показали на наглядном примере, что даже материальной выгоды страховаться таким образом нет; более того — даже премия по «Домовой-750» 7500 руб. все равно меньше, чем результаты подсчета через этот агрегатор.
Как говорится, «я вам не скажу за всю Одессу», но, по крайней мере, в этом случае много выгоднее страховаться в РЕСО через своего агента, и распространенное мнение «онлайн всегда дешевле» — миф.
Ваша заявка успешно
отправлена !