Вечный digital insurance: история «Ренессанса»

1997 Создание страховой компании «Ренессанс Страхование». Учредитель — американский бизнесмен российского происхождения Борис Йордан.
1998 Создание международной инвестиционной группы «Спутник». Учредитель — Борис Йордан. Группа специализировалась на вложениях в быстрорастущие бизнесы России и стран СНГ с целью их развития и дальнейшей продажи, позднее приступила к инвестиционной деятельности в США. Контроль над «Ренессанс Страхование» передается группе «Спутник».
1998 Создание медицинской компании «Медкорп», вошедшей в группу «Спутник».
1999 С конца 1999 года компания «Ренессанс страхование» начала заниматься интернет-страхованием, став первым российским страховщиком, продающим полисы страхования в Интернете. Предполагалось, что виртуальный офис компании, позволяющий клиентам экономить время при заключении договора страхования, в дальнейшем станет полнофункциональным каналом сбыта полисов. Одновременно компания наращивала региональную сеть, намереваясь открыть филиалы в каждом из федеральных округов.
2004 Создание совместно с «Европейским банком реконструкции и развития» компании по страхованию жизни «Ренессанс Жизнь». Впоследствии «Ренессанс Страхование» выходит из капитала «Ренессанс Жизнь».
«Ренессанс страхование» заявляет об амбициозных планах занять в течение пяти лет порядка 5% российского страхового рынка (на тот момент его доля составляла 2,7%). Достичь таких показателей компания предполагала за счет интенсивного развития розничного страхования, страхования малого и среднего бизнеса, а также региональной экспансии. В ближайшие два-три года в развитие компании планировалось инвестировать около 40 млн долларов.
2005 Покупка страховой компании «Прогресс-Нева», одного из ведущих игроков страхового рынка Северо-Запада России.
2006 Переход Б.Йордана на должность президента компании.
2008 Вхождение в топ-10 крупнейших страховщиков России по сборам.
Компания запускает проект по прямому страхованию «Ренессанс Direct» (продажа полисов по телефону и Интернету без посредников, что позволяет значительно снизить их стоимость).
2010 Компания на выходит на 1-е место в России по прямому страхованию, в том числе продажам через Интернет.
2013 Борис Йордан продает НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии», входящую в группу «Спутник», предпринимателю Анатолию Мотылеву.
2016 У ЦБ РФ возникают претензии к «Ренессанс Страхованию» по качеству активов. Общий объем претензий — 15 млрд.руб. На 10 млрд. замещение активов на более ликвидные произведено (информация компании), на 5 млрд. — нет. Борис Йордан был вынужден обратиться к сторонней финансовой помощи. В результате возникла глобальная сделка со структурами одного из крупнейших в России НПФ «Благосостояние» (на 100% принадлежащий ОАО «РЖД»), монопольно оперирующий, в частности, всеми пенисонными накоплениями сотрудников ОАО «РЖД».
июл.-17 Состоялось подписание соглашения между компанией «Ренессанс Страхование» и негосударственным пенсионным фондом «Благосостояние» о создании единой страховой группы при участии фонда Baring Vostok. Сообщается, что в объединенной компании 52,1% будет принадлежать международной группе «Спутник» Бориса Йордана, 35,8% – УК «Трансфингрупп» (управляет пенсионными резервами НПФ «Благосостояние»), 12,1% будет у международного институционального инвестора – фонда Baring Vostok.
нояб.-17 21.11.2017 г. Группа Ренессанс страхование и НПФ «Благосостояние» при участии фонда Baring Vostok завершили сделку по созданию объединенной страховой группы под брендом «Ренессанс Страхование». В объединенную страховую группу вошли: ООО «Группа «Ренессанс Страхование», ООО «СК «Ренессанс Жизнь», АО «Интач Страхование», АО «СК «Благосостояние», АО «СК «Благосостояние ОС», АО «НПФ «Благосостояние Эмэнси», АО «УК «Спутник – управление капиталом» и ООО «Медицинская компания «Медкорп». Крупнейшая для российского страхового рынка сделка оценивается в 27 млрд рублей. В 2017-2018 компания планирует выделить в отдельный бизнес медицинское страхование, который, вероятно, будет объединен под брендом «Ренессанс Здоровье».
2019 Ключевой бенефициар «Ренессанс Страхование» Борис Йордан проводит IPO принадлежащей ему с 2013 компании Curaleaf (бывшая PalliaTech), лидирующей на американском рынке медицинской марихуаны, и зарабатывает на этом 1200%: при исходных вложениях около 100 млн.долл. инвесторы оценивают CuraLeaf в 1,2 млрд.долл
2021 Акционерами АО «Группа «Ренессанс Страхование» становятся структуры Романа Абрамовича и его партнеров, следует из сообщений в ленте раскрытия информации и данных на сайте страховщика. 9,99% обыкновенных акций «Ренессанс Страхования» теперь принадлежит ООО «ГРАНО», владельцем которого является Роман Абрамович. 9,55% акций располагает ООО «Инвест АГ», управляющая активами партнеров Абрамовича Александра Абрамова и Александра Фролова. 4,77% акций страховщика принадлежит ООО «Обь Капитал» Сергея Братухина, который является президентом «Инвест АГ». 4,33% находятся у Андрея Городилова. Контроль, превышающий 52% акций, сохраняется у инвестиционной компании «Группа Спутник». От своей доли избавился НПФ «Благосостояние».

Итого Роман Абрамович и его партнеры получают 35,8% акций страховщика, т.е. всю долю НПФ «Благосостояние».

Да уж, Борис Йордан умеет подбирать себе партнеров. Железнодорожники в 2017 вытянули его из ямы «неблагоприятных активов» (зато пришлось попасть под косвенный контроль государства), а теперь его миноритарий — долларовый миллиардер. Контроля государства (и соответствующего канала влияния) нет, делай что хочешь — вкладывайся за границей в любые быстрорастущие бизнесы…

 

Давайте посмотрим на финансовые результаты компании в последние годы — т.е., собственно, в какое хозяйство вписался Абрамович и с чем ему придется вместе с Йорданом иметь дело дальше. Для полноты ощущений мы сразу сравним показатели с аналогичными у РЕСО:

Сначала сравним активы двух компаний: РЕСО в 3 раза больше, что, конечно, не может не сказываться на финансовую устойчивость — на каждый «выплатной рубль» в Ренессансе приходится соответственно в 3 раза меньше денег и имущества.

Теперь обратим внимание на символический УБЫТОК у Ренессанса, полученный в 2018 году. Это, по-видимому, «удачное» следствие вынужденного объединения с НПФ «Благосостояние» в 2017, когда Борис Йордан был вынужден срочно искать «чистые» активы на 5 млрд. руб. по требованию ЦБ.

В этом же году Ренессанс продемонстрировал -2% убыточности по страховой деятельности: на столько комбинированный коэффициент убыточности-нетто Кку-нетто (равный выплаты+расходы по ведению страховых операций+управленческие расходы делить на сборы, с учетом вклада перестраховщиков) превысил порог в 100%. Печальная, что и говорить, цифра, особенно с учетом результата РЕСО в 84% (т.е. прибыльность страховой деятельности у этой компании составила +16%!).

Особенно забавно выглядит цифра расходов Ренессанса на ведение страхового дела (РВД), которая прямо отражает то, сколько тратит страховщик на выплату комиссий, рекламу, зарплаты, офисы и пр.: 47%, это максимум среди ТОП-10 рынка и в 1,5 раза больше чем у РЕСО. Стоп. Ренессанс — многолетний лидер диджитал-страхования, торгующий страховыми продуктами напрямую через интернет и соответственно не платящий комиссии посредникам с этих продаж. По логике вещей, именно расходы на ведение дела, львиную долю которых занимают как раз эти комиссии, у диджитал-компани должны быть меньше, чем у других. Так вот, ничего подобного — они БОЛЬШЕ, чем у других, и это объясняется как очень большими расходами на интернет-, ТВ- и прочую рекламу (дороговато, видать, обходятся Ренинс, Точка и Ком), так и несмотря ни на что ВЫСОКИМИ комиссиями, которые выплачиваются банкам и автосалонам прежде всего (агентский канал у Ренессанса развит слабо).

Ладно, спишем отвратные результаты Реника в 2018 на последствия объединения с железнодорожниками. Однако, смотрим следующие года и видим, что ситуация улучшилась ненамного:

  1. прибыль вышла только в небольшой плюс, что, соответственно, обеспечило низкую рентабельность активов компании (равную прибыль/активы). У РЕСО рентабельность активов в 2 раза больше в 2019 и в 3 раза — в 2020.
  2. Кку-нетто не опускается ниже 95%, т.е. по-прежнему находится в опасной зоне. Любое ухудшение структуры сборов (например, включение ОСАГО-пылесоса) или экономической обстановки — и снова здравствуй прямая убыточность страховой деятельности, которую придется спасать за счет доходов с инвестиций. РЕСО, для сравнения, в 2020 установила абсолютный рекорд в ТОП-10 среди частных компаний — 74%, т.е. запас «страховой прочности» у компании огромный.
  3. РВД все те же  47%, и это говорит о продолжающейся тенденции неумеренной траты средств на всякие плюшки, которые не приносят ожидаемого результата. Что характерно — РЕСО с его мощной агентской структурой (и соответственно необходимостью платить комиссии по большинству полисов) тратит, как видно из цифр, почти в 1,5 раза меньше. Это значит, что опираться на живых людей по-прежнему ВЫГОДНЕЕ, чем на цифру. Но Йордан и Ко продолжают упрямо строить «диджитал-компанию», несмотря на красноречивые результаты этой деятельности…

Сможет ли Абрамович изменить политику Ренессанса, сделать компанию по настоящему прибыльной и войти в число лидеров российского страхования? Покажет время. Пока все достаточно грустно.