Здравствуй, …., Новый Техосмотр!

«– Эй, вставайте! – крикнул всадник. – Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных гор проклятый буржуин..»

А.Гайдар. Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове

1 марта вступают в силу изменения в федеральном законе № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств». И это похоже на очередную грозную попытку «навести порядок» с техосмотром. Короче, пришла беда, откуда не ждали…

Ну что же, давайте подробно разбираться и оценивать, одолеют ли на этот раз проклятые буржуины российского водителя, и так замордованного дорогим ОСАГО, ковидом и общей экономической ситуацией.

1.Процедура.

Прохождение автомобилем технического осмотра будет сопровождаться фотофиксацией при въезде и выезде из сервисной станции. Фотографии, а также координаты места проведения ТО, время начала и окончания осмотра автомобиля вместе со сведениями технического диагностирования будут заноситься в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИС ТО), которую ведет МВД и вообще держит процесс в руках. На самом деле в тестовом режиме система работала аж с 2012 года, но теперь полицейские рапортуют об исправлении всех ошибок, недочетов и полной готовности системы к эксплуатации (на что, кстати, потрачено 80 млн. руб.).

На осмотр легкового ТС отводится полчаса, грузового – 1 час.

При этом операторы ТО аккредитуются РСА, и если осмотр проводился неаккредитованным союзом автостраховщиков оператором, то любая выданная после такой процедуры бумага будет поддельным документом. Как подчеркнули в РСА, неаккредитованные операторы ТО просто не могут вносить данные в систему ЕАИС ТО.

В случае аннулирования диагностической карты, в ЕАИСТО будет внесена специальная отметка. А операторам ТО, выдавшим диагностическую карту без реального осмотра автомобиля, будет грозить штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей и вплоть до уголовного (!) преследования, и карательные санкции также будет накладывать МВД.

2.Какой станет карта.

Диагностическая карта станет электронной, усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование ТС. На бумажном носителе диагностическую карту водитель автомобиля может получить по запросу, но нужна она только для выезда за границу РФ. Как отметили в РСА, после прохождения процедуры техосмотра сведения о нем будут занесены в Единую автоматизированную систему техосмотра (ЕАИСТО), в которой будут храниться не менее пяти лет. Кого освободили от техосмотра?

3.Кому не нужно проходить ТО.

Согласно новым правилам, не всем автомобилям необходимо проходить ежегодный техосмотр. От него освобождены новые автомобили возрастом до четырех лет. Транспортным средствам возрастом от 4 до 10 лет придется проходить ТО раз в два года. И только автомобилям старше 10 лет — раз в год.

Эти же правила будут распространяться на мотоциклы, грузовики грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы и полуприцепы. Автомобили такси возрастом до пяти лет должны будут проходить ТО один раз в год, машины старше пяти лет — раз в полгода.

Кроме того, от прохождения техосмотра будут освобождены военные и служебные автомобили, а также машины в городской собственности (городской наземный электротранспорт, дорожно-строительная техника, тракторы).

4.И что, пункты прохождения ТО готовы по всей стране?

На сегодняшний день по всей России существуют 5300 пунктов технического осмотра, которые прошли предварительную сертификацию от страховщиков. Об этом в Autonews.ru рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

«Пункты осмотра есть, они работают, и они реальны. Другое дело, что к 1 марта, может быть, часть из них не сможет начать работу, не успеет привести в порядок техническую составляющую по оборудованию так, как этого требуют закон и подзаконные акты. У нас действительно есть такая озабоченность. Поэтому мы уже разослали всем губернаторам во все регионы письма с указанием проблем, на которые стоит обратить внимание», — объяснил Ефремов.

Эксперт добавил, что именно местные власти на местах отвечают за то, чтобы к моменту запуска новой системы техосмотра на пунктах не было очередей. В своих обращениях к региональным властям страховщики указали, сколько пунктов в каждом регионе и на какие проблемы следует обратить внимание. При этом представитель РСА допускает, что у каких-то регионов может сложиться ситуация, что пунктов будет не хватать.

«Многие автомобилисты после ознакомления с новым порядком техосмотра возмутились ограничением пропускной способности техцентров. Каждому пункту обозначают количество машин, которое он может продиагностировать в сутки в зависимости от числа линий и экспертов.» Правда, представитель РСА отметил, что сервис при желании может увеличить количество линий и принимать больше машин.

«Нельзя сказать, что целый час будет проводиться техосмотр одной машины. Для легкового автомобиля регламентировано полчаса. Час по регламенту нужен для грузового транспорта. Мы надеемся, что количество операторов к марту увеличится. Но и те, что уже есть, могут увеличить количество линий и экспертов и тогда пропускная способность пункта будет расти. Главное для всех, чтобы человек приехал на пункт и прошел техосмотр», — добавил представитель РСА Сергей Ефремов.

Выбрать ближайший пункт осмотра автомобилисты могут из реестра операторов техосмотра от РСА — это открытая информация, которая есть на сайте РСА. А вот база диагностических карт находится у МВД. Страховщик получает только финальную информацию о том, что техосмотр пройдет.

5.И что, вот так вот 1 марта миллионы российских «десятилеток» рванули на пункты ТО (очевидно, попутно заблокировав транспортную ситуацию в стране)?

Нет. Сначала стоит проверить подлинность своей (уже имеющейся) карты, это можно сделать можно в базе ЕАИСТО на официальном сайте системы.

«Если же автомобилист внезапно обнаружил, что у него поддельная диагностическая карта, нужно как можно оперативнее пройти техосмотр у аккредитованного оператора ТО», — посоветовали в РСА. Это, кстати, можно сделать даже в том случае, если действие старой диагностической карты еще не прекратилось.

Однако паника что называется нарастает:

«Если завтра вдруг все ринутся проходить настоящий ТО, то у нас не хватит диагностических центров. Их не хватало даже вчера, когда львиная доля автомобилистов проходила ТО только на бумаге. Если все побегут сейчас, наступит коллапс. Я пока не знаю, как это будет работать», — рассказал главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

Есть и более апокалипсические мнения:

Как считает президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Однако даже те, кто решит поехать на станции техосмотра, могут столкнуться с трудностями. Сейчас до 80% диагностических карт автовладельцы покупают без фактического осмотра — за небольшую плату выдать документы готовы многие сервисы. Да и страховые агенты часто предлагают клиентам оформить карту вместе с полисом ОСАГО. Поэтому оснащенных нужным оборудованием пунктов осмотра не так много, и в марте там может возникнуть коллапс. Чтобы запускать систему техосмотра с фотографированием и добавлением снимков в ЕАИСТО, нужно было сначала создать реальные пункты техосмотра, но их можно пересчитать буквально по пальцам. Необходимо вложить большие средства в оборудование, специалистов и так далее. При нынешней стоимости диагностической карты никто не будет в это инвестировать. Сейчас система полностью деградировала: можно констатировать, что в стране не существует технического осмотра транспортных средств».

Впрочем, руководитель проекта «Пробок.Нет» Александр Шумский сомневается, что нововведение поставит крест на продаже «липовых» карт:

Исходя из системы работы техосмотра, которая просто превратилась в некий дополнительный налог, система фотофиксации, скорее всего, просто усложнит и сделает дороже процесс получения карты. Но никак не измерит его коррупционного характера. Будут придуманы какие-то новые схемы и уловки, чтобы владельцы автомобилей могли его получить так же дистанционно, пусть и за большую сумму.

Достаточно смелое заявление, но, если вдуматься, ничего сверхъестественного в нем нет – Россия же… достаточно сплести в очередной коррупционный клубок соответствующих представителей МВД и владельцев станций ТО, и вполне можно будет организовать что-нибудь подобное (и всем удобное😊 ) РСА тут кстати вообще будет не при делах – они только получают информацию о прохождению ТО.

6.Сколько стоит ТО?

Региональные власти устанавливают предельные тарифы по методике Федеральной службы по тарифам 2012 года (ведомство ликвидировано в 2015 году, его функции перешли ФАС), документ давно признан экспертами и бизнесом устаревшим. В Москве, к примеру, стоимость ТО составляет 730 руб., на Дальнем Востоке — доходит до 1 тыс. руб. Но в среднем тариф составляет 450–500 руб.

7.И как будут штрафовать за отсутствие ТО?

С 1 марта 2021 года появится штраф за отсутствие диагностической карты, для физических лиц он составит 2 тыс. рублей.

Сейчас штрафы за отсутствие техосмотра на владельцев легковых автомобилей не распространяются. При этом, для справки, доля автомобилей старше 10 лет составляет более 50% всего российского автопарка.

8.Страшно?

На самом деле несколько боязно. Прежде всего  — (кроме очевидно ждущего всех бардака и хаоса) совершенно непонятно, как и по каким критериям будет проходить сам техосмотр, с учетом того, что средний возраст автомобиля в России – 14 (!) лет. И если 2 из 3 «честных» ТО будут утыкаться в «извините, но Ваш рыдван нельзя выпускать на улицу» — то велком коррупционные схемы, очередной сбор денег и главное российское дерево (липа которое). Или как – отнимать у автовладельца его ведрышко? Без суда и следствия?… Ага…

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок