…использование б/у деталей для ремонта по ОСАГО при условии их надлежащего качества.
Ну наконец-то! Вопрос, что называется, назрел, и Минфин наконец-то разродился. Теперь вероятность его окончательного решения значительно возрастает. Госдума давно «за», остался ЦБ. Вряд ли он будет опираться, с учетом давления, которое оказывают страховщики — они ну просто очень ждут «добро» на использование б/у запчастей. Представители «автомобильного сообщества» кричат и плачут, но их, как обычно, никто не слушает. Глава РСА Евгений Уфимцев, в свою очередь, подчеркнул, что «только исправные и годные к дальнейшей эксплуатации детали могут быть использованы повторно. Эти компоненты не должны иметь повреждений или изменений, которые влияют на их целостность или безопасность. Также они не должны подвергаться изменениям, не предусмотренными изготовителем транспортного средства. Использование деталей, признанных непригодными, запрещено. Также запрещено использование деталей, которое может повлиять на безопасность движения».
Камень преткновения — это именно список б/у деталей, которые можно ставить при ремонте. Понятно, что рычаги, колесные диски и сайлентблоки вряд ли в него войдут (как элементы ходовой), но в автомобиле еще куча всего полезного, и с этим надо разбираться — что можно, что нельзя. Важно отметить, что по статистике 70% пострадавших деталей — это элементы кузова, которые (кроме несущих типа интегрированных рам и т.д.) на безопасность очевидно не влияют, и их проще всего привести в товарный вид, если потребуется. Да — сегодня на многие марки, за исключением, наверное, некоторых китайцев, новую «кузовню» приходится ждать месяцами, любой профильный автосервис не даст соврать. А по ОСАГО надо ремонтировать за 45 суток максимум, вот и платят страховщики вместо направления на ремонт на горе автомобилистам…
Директор по методологии страхования РСА Евгений Васильев выразил мнение, что необходимо не только обеспечить безопасность дорожного движения, используя для ремонта б/у запчасти, но также не спровоцировать этой инициативой рост числа угонов автомобилей. «Наверное, многие помнят, что в 90-е годы это было обычной практикой — угнать транспортное средство, разобрать его на запчасти. Конечно, необходимо создать прозрачный понятный институт, если это бывшая в употреблении запчасть, чтобы было понятно, с какого транспортного средства она снята, почему с этого транспортного средства, как это транспортное средство попало на разборку и так далее».
А вот тут можно расслабиться и немного посмеяться Оказывается, только в 90-е «было обычной практикой угнать транспортное средство и разобрать его на запчасти.» В 2020-е, видимо, автоугонщики построились и угоняют машины для собственного развлечения уверяем вас и госп. Васильева персонально, что господа автоугонщики продолжают заниматься тем же самым, прежде всего в бюджетной и среднеценовом сегменте. Какой-нибудь Geely Atlas, на котором к тому же в 95% случаев отсутствует противоугонная система, сегодня гораздо выгоднее разобрать до костей на остродефицитные запчасти, чем продавать целиком. С соответствующей разборки эти запчасти попадут — от Авито до россыпи оптовиков, откуда перекочуют в автосервисы. И никто — даже РСА — не сможет сломать эту криминальную цепочку, в которую тесно вплетены коррумпированные правоохранители и чиновники. Так что мечты о «прозрачном понятном институте» останутся, увы, мечтами. А рынок ждет неминуемый всплеск угонов.
А можно ли страховому агенту извлечь какую-то пользу из новости про б/у запчасти? Конечно, можно Во-первых, будет приятно проинформировать своих клиентов о том, что скоро они перестанут, муча в жмене рупь, метаться по автосервисам в поисках того, кто соизволит поменять капот на BMW за 18 тыс. руб. А во-вторых — будет полезно указать клиенту на резко возрастающий риск угона и — чем черт не шутит! — сделать к ОСАГО Каско (или хотя бы Хищение).