Обзор недобросовестных практик в автокредитовании: лучшее от ЦБ.

На сайте Центробанка есть замечательный раздел — «Защита прав потребителей финансовых услуг», а в нем не менее замечательный раздел «Обзор недобросовестных практик в автокредитовании». Процитируем самое важное оттуда: «В ходе поведенческого надзора Банк России выявил в автокредитовании практики по предоставлению потребителю дополнительных платных услуг, которые могут увеличить расходы, ввести заемщика в заблуждение относительно условий заключаемых договоров, а также стать причиной несоблюдения его прав, предусмотренных законом.

Например, страховку за 150 тыс. при рыночной цене 70 тыс. и «Карту автопомощи» за 100 тыс. — где собственно сидит маржа автосалона.

По закону потребитель может отказаться от приобретенных вместе с кредитом дополнительных платных услуг (товаров, работ) в течение 30 дней после того, как он согласился на их приобретение (подписал заявление), и потребовать вернуть уплаченные за них деньги. Кредитор обязан уведомить заемщика о таком праве не позднее следующего дня, следующего за днем заключения договора потребительского кредита.

Ага, так и представили себе жадную акулу менеджера отдела продаж или банковского клерка, уведомляющего заемщика о таком праве

Чтобы минимизировать риски приобретения ненужных дополнительных платных услуг при автокредитовании, потребителю следует знать о гарантиях, предусмотренных Федеральным законом № 353-ФЗ, и руководствоваться следующим: если заемщик согласен на страхование при оформлении автокредита (например, каско, страхование жизни и здоровья и другое), он не обязан соглашаться на услуги страховщика, предложенного банком. Потребитель может оформить страхование рисков, соответствующих условиям сделки, в любой компании, которая отвечает критериям банка.

Вышеупомянутые «критерии» обязательно есть, и представитель банка обязан их озвучить. Под них попадают практически любые СК рейтингом не ниже А-.

В случае воспрепятствования праву на отказ от дополнительных услуг и возврат денежных средств потребитель вправе обратиться с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор, а также в Службу финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг или суд с соблюдением обязательного досудебного порядка.

А вот это уже серьезно! Обратиться в Банк России или РПН на самом деле проще простого — на соответствующих сайтах есть форма обратной связи для обращений граждан, так что пишешь туда и все. Эти почтенные организации рассматривают все обращения в обязательном порядке, и после их вмешательство банк с 99% вероятностью раскается уберет когти. Так вооружайте ваших клиентов знаниями о своих прав и страхуйте их сами!