Что ждет страховой рынок России: экспертное мнение

calmins.com

24.08.2021

Интервью с д.э.н., к.т.н., профессором Финансового Университета при Правительстве РФ Зубцом А.Н.

В преддверии выхода отчета Банка России по страховому рынку РФ за 1 полугодие 2021 года, мы решили задать вопросы эксперту – Алексею Николаевичу Зубцу, и обсудить промежуточные итоги текущего года, тренды и перспективы его развития.

– Алексей Николаевич, добрый день! Благодарим за Ваше участие в интервью. И наш первый вопрос: какие итоги первого полугодия 2021 года Вы ожидаете?

– В первом полугодии, как и на протяжении всего 2021 года, мы ожидаем устойчивый рост страхового рынка. Наши исследования показывают, что спрос населения на страхование по-прежнему растет. Наши исследования показали, что в июне спрос населения на страхование (число тех, кто намерен в ближайшие пару месяцев купить страховой полис) выросло по сравнению с прошлым годом на 19%.
Если говорить о страховании жизни, то здесь рост спроса составляет около 8%, что намного меньше, чем по рынку в целом. Страховщикам жизни надо подумать над своей продуктовой линейкой, чтобы увеличить привлекательность своих услуг для рынка. Не лучше идут дела в сегменте КАСКО, где рост спроса по сравнению с прошлым годом составил 6%.
“Исходя из того, что мы видим сегодня, рынок “не жизни” может вырасти по итогам нынешнего года примерно на 15%, рынок страхования “жизни” – на 5-7%”.
Гораздо лучше обстоят дела в сегменте ДМС, где рост спроса в июне составил 35%, на рынке страхования квартир, интерес к которому вырос на 58%, или в страховании домов, где прирос потребительского интереса превысил 34%. Так что в целом дела на страховом рынке идут неплохо. Будем надеяться, что и дальше рынок будет стабильно развиваться.

Что ждет страховой рынок России: экспертное мнение

– Каковы Ваши прогнозы по рынку страхования в России за 2021 год, что вы ожидаете в разрезе видов “non-life” и “life”?

– Исходя из того, что мы видим сегодня, рынок “не жизни” может вырасти по итогам нынешнего года примерно на 15%, рынок страхования “жизни” – на 5-7%.

– Пожалуй, важная веха в изменениях на страховом рынке – требования к капиталу страховщиков. Что нам стоит ожидать от данных нововведений и как изменится рынок и сколько останется игроков?

– Уже сейчас на рынке имеется высокая концентрация операций. На первую десятку страховщиков приходится 75-90% заключенных договоров. Так что уход с рынка даже нескольких десятков игроков не сможет поколебать его стабильность. Хотя, конечно, уход до 30-35 компаний – безусловно, негативное явление, которое скажется на рынке.
Интервью Зубца

– Самый животрепещущий вопрос от наших читателей, что будет с рынком ОСАГО?

– По нашим оценкам, рост рынка ОСАГО будет умеренным, до 10% по собираемой премии. С одной стороны, мы видим существенный бум в продаже новых автомобилей, что толкает рынок вверх. С другой стороны, конкуренция заставляет страховщиков изыскивать резервы для снижения премии. Но в целом на рынке ОСАГО мы не ожидаем никаких серьезных потрясений.

– Какого Ваше мнение относительно привязки-отвязки техосмотра к полису ОСАГО? Какие возможны последствия от этих решений?

– Практика показала, что очень небольшое число ДТП происходит из-за плохого технического состояния автомобилей. Как правило, даже без прохождения полноценного ТО автовладельцы стараются поддерживать автомобили в приемлемом техническом состоянии, так как от него зависят их жизнь и здоровье. Поэтому отвязка ТО от ОСАГО, как представляется, не приведут к серьезному росту аварийности, а значит – и росту убыточности ОСАГО.

Что ждет страховой рынок России: экспертное мнение

– Ранее в наших статьях мы рассказывали об обсуждениях в ВСС о возможной интеграции ОСАГО России и Белоруссии. Как вы думаете, будет ли реализована данная интеграция?

– Да, безусловно, будет. Сегодня, когда решения решения о политической интеграции России и Белоруссии приняты, вопрос интеграции страховых рынков обеих стран – это вопрос времени. И первым шагом на пути этой интеграции будет, безусловно, интеграция рынков ОСАГО. Я думаю, это вопрос ближайших двух лет.

– Алексей Николаевич, какого Ваше мнение по автомобильному рынку, потому что именно он является драйвером КАСКО и ОСАГО. Что может ожидать рынок новых и б/у авто по итогам полугодия и в 2021 году?

– Спрос населения на новые машины достиг наибольших значений в 1 квартале 2021 года. Во втором квартале 2021 года, как мы и предсказывали, спрос россиян на новые автомобили начал снижаться. Это связано с исчерпанием запаса неизрасходованного спроса на новые автомобили, накопленного в 2019 и первой половине 2020 года, во время обострения экономического кризиса и коронавирусной пандемии.
Снятие «навеса» отложенных приобретений новых машин может привести к снижению объема рынка новых автомобилей и полисов КАСКО уже во второй половине нынешнего года. С другой стороны, спрос населения на подержанные автомобили остается устойчивым и по-прежнему имеет тенденцию к росту.
По состоянию на 2 квартал 2021 года наиболее востребованными автомобильными брендами на рынке новых машин являются (в порядке убывания ориентировочных долей в спросе на новые автомобили) – Лада, КИА, Рено, Хендай, а также Тойота.
Если сравнивать спрос населения на автобренды во 2 квартале 2021 года с аналогичными показателями спроса в 1 квартале 2020 года, то наибольший прирост интереса отмечен к следующим брендам: Рено, Киа, Хендай, Ниссан, БМВ. Среди новых автомобилей самый высокий рост спроса населения за тот же период отмечен по следующим брендам: Рено (+38%), Ауди (+14%), Ниссан (+13%), Хендай (+13%), Вольво (+9%).

– Мы обсудили краткие итоги, но читателей, в первую очередь, интересует, что будет завтра: перспективы и тренды. Какие, по-вашему мнению, тенденции на страховом рынке намечаются в 2021 году и будут актуальны в последующие годы?

– Серьезный тренд на страховом рынке, в который я верю – это большие данные о поведении потребителей. Как человек, который начал заниматься большими данными, когда еще слова такого не было,  я понимаю, какие резервы содержит в себе это направление.
С использованием больших данных можно проводить селекцию клиентов, формировать продуктовую линейку, адаптированную под потребителей, проводить справедливую тарификацию. Что касается иншуртеха, то я не верю в возможность полного перевода в сеть всех страховых отношений без потери эффективности управления страховым портфелем.
Все-таки страхование требует офлайна просто в силу наличия в страховых отношениях физического объекта – оборудования, автомобиля или здоровья конкретного застрахованного человека.
От лица информационно-аналитического ресурса по страхованию Calmins.com хотим поблагодарить Алексея Николаевича, что поделился своим мнением и рассказал о текущем состоянии рынка страхования России и перспективах, трендах и ожиданиях как экспертов, так страховщиков.

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок