Как коронавирус изменил рынок медстрахования

Банки.ру

17.05.2021

Среди всех сегментов страхового рынка вызванные коронавирусом изменения сильнее всего повлияли, пожалуй, на рынок медстрахования. Малые и средние компании теперь выбирают более дешевые программы ДМС или вовсе от них отказываются. А в сами программы все чаще включаются «коронавирусные» опции — например, психологические консультации или вакцинация в офисах.

В прошлом году рынок ДМС переживал не лучшие времена. Быстрый рост взносов по медстрахованию в 2019 году сменился падением по итогам 2020 года, указал Банк России в обзоре страхового рынка. Количество договоров корпоративного ДМС снизилось на 7,7%. Причины понятны — оптимизация расходов небольших предприятий. Мы как страховой брокер получаем много запросов от корпоративных клиентов на подбор программ добровольного медицинского страхования. И за последний год эти запросы существенно изменились.

Малые и средние предприятия выбирают более бюджетные варианты, а некоторые вовсе отказываются от страхования

ДМС было важным показателем успешности компании и способом завоевать лояльность сотрудников. С наступлением сложного периода многим стало не до этого — небольшие компании по максимуму сокращали расходы. Сейчас, когда ситуация улучшилась, они не спешат возвращаться к прежним опциям. Многие выбирают усеченный вариант ДМС или отказываются от страховки. Те, кто сохраняет ДМС, часто оставляют в программе только базовую услугу — амбулаторно-поликлиническое обслуживание — и отказываются от более дорогих «надстроек», например стоматологии, вызова скорой помощи, госпитализации. В среднем стоимость ДМС для компаний среднего и малого бизнеса снизилась на 20% за счет оптимизации программ.

Чтобы совсем не лишать своих сотрудников защиты, некоторые организации приобретают программы по другим видам рискового страхования — например, защиту от несчастного случая, болезней, инвалидности. Такие полисы существенно дешевле, и объем оказываемых по ним услуг, конечно, меньше. Но для кого-то такие программы становятся оптимальным решением.

Крупный бизнес сохраняет позиции

Объемы корпоративного ДМС могли сократиться еще больше, если бы не крупные компании. Они в целом не уменьшили расходы на страхование сотрудников. Более того, Банк России справедливо отметил, что крупные клиенты только усилили внимание к здоровью работников и стали включать в ДМС дополнительные риски. Правда, теперь некоторые компании предлагают сотрудникам полисы с франшизой, в результате 10-15% от стоимости услуги сотрудник оплачивает сам.

Как изменилось добровольное медстрахование?

То, что раньше было, скорее, модными надстройками в медстраховке, стало насущной необходимостью. Речь идет о телемедицине, втором медицинском мнении, развитии онлайн-сервисов, психологических консультациях и других опциях. Расскажем о них подробнее.

Телемедицина и второе мнение

Возможность попасть на прием к специалисту не выходя из квартиры или получить второе медицинское мнение стали жизненно важными опциями. И многие страховые компании, понимая потребности клиентов, стали включать их в перечень услуг по ДМС. Думаем, что даже после того, как вызванные пандемией проблемы уйдут в прошлое, телемедицина останется в полисах — люди привыкнут к такому виду взаимодействия с врачами.

Развитие личных онлайн-кабинетов

Во время пандемии и медучреждения, и страховщики старались уменьшить количество визитов в поликлиники. В связи с этим стали быстро развиваться онлайн-сервисы. Например, теперь в личном кабинете пациент может не только получить данные анализов, но и узнать их интерпретацию — раньше для этого надо было идти на прием к профильному специалисту. Кроме того, через онлайн-кабинет можно создать семейный профиль, записаться на прием или отменить запись, поставить напоминание об исследованиях и многое другое. Работа по развитию онлайн-сервисов, конечно, будет продолжена.

Психологические консультации стали популярными

Раньше этой возможностью редко пользовались, но в пандемию психологическая поддержка понадобилась многим клиентам: люди испытывали стресс и нуждались в профессиональной помощи. Так что такая опция теперь также стала востребована в программах ДМС.

Пандемия добавила в ДМС «ковидные опции»

Страховщики быстро адаптировали свои продукты к требованиям новой реальности. В полисах появились такие опции, как тестирование в офисе компании (методом ПЦР и на антитела), вакцинация от коронавируса и реабилитация после COVID-19. Даже после окончания острой фазы пандемии эти услуги будут сохранены в программах ДМС.

Сейчас страховые компании проводят активную политику по привлечению новых клиентов и удержанию существующих. Многие предлагают скидки, устраивают акции («один месяц обслуживания бесплатно» и т. д.). Думаем, что эти меры позитивно скажутся на динамике сборов — мы не ожидаем сокращения премий по ДМС в 2021 году. Рынок, вероятно, покажет нулевую динамику или небольшой инфляционный рост. Оптимистичный сценарий допускает возможность восстановления спроса на ДМС во втором полугодии 2021 года.

Валентина СКЛЯР, генеральный директор ООО «Страховой брокер СберБанка»

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок