Право.Ru
23 октября 2023 г.
Если покупателю повезло и он поймал ошибочный ценник в маркетплейсе, то он должен получить свою покупку. На это указал Верховный суд в своем новом обзоре, посвященном практике применения закона о защите прав потребителей. В обзор вошли разъяснения о возврате денег за бракованные автомобили, сломавшиеся смартфоны и навязанные страховки, а также позиции ВС об ответственности гостиницы за украденные вещи и банков — за выданные по СМС кредиты.
***
Навязанная страховка
Покупателю автомобиля предложили получить скидку за заключение пяти договоров с партнерской страховой компанией дилерского центра. Позднее покупатель отказался от страховых договоров, после чего дилер подал иск о взыскании с него суммы скидки. Суды требование удовлетворили.
ВС в обзоре подчеркивает: при рассмотрении подобных исков нужно разобраться, обладал ли потребитель всей необходимой информацией, позволяющей адекватно оценить условия предоставления скидки и наличие собственной выгоды. Продавец мог специально завысить цену, чтобы создать видимость скидки — в таком случае взыскание денег с покупателя недопустимо.
Дело № 43-КГ23-4-К6 (п. 12).
***
Судебные издержки
Страховая компания в суде частично оспорила решение финансового уполномоченного, вынесенное в пользу потребителя. Судебные издержки на экспертизу поделили пропорционально удовлетворенным требованиям.
ВС с этим не согласился и подчеркнул: «Судебные издержки по делу об оспаривании страховщиком решения финансового уполномоченного не подлежат возложению на потребителя финансовой услуги». Это возможно лишь при установлении фактов совершения потребителем действий, направленных на нарушение прав финансовой организации, либо при подаче им апелляционной, кассационной или надзорной жалобы, в удовлетворении которой отказано.
Дела № 51-КГ22-10-К8 и № 50-КГ22-9-К8 (п. 23).
Максим ВАРАКСИН
(с сокращениями)
Источник: Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей от 18 октября 2023 года.
Ваша заявка успешно
отправлена !