Початиться с доктором

 30 августа 2021 г.

Либерализация закона о телемедицине могла бы дать мощный толчок для более интенсивного внедрения онлайн-форм взаимодействия врача и пациента По словам Eвгения Дубенского, президента САО «Медэкспресс», в последние год-полтора на фоне пандемии телемедицинские консультации получили широкое развитие.

«Большинство подобных сервисов существует на рынке более 5 лет, однако, по статистике, именно за последние 12 месяцев использование медицинских телеконсультаций в среднем выросло в 6 раз», — рассказывает Евгений Дубенский.

По мнению эксперта, существенное изменение претерпела и структура обращений.

«Если в допандемийный период мы наблюдали значительное число обращений из регионов, которые слабо обеспечены медицинскими учреждениями, то сейчас значительный рост фиксируется во всех регионах, в том числе и в таких крупных городах, как Петербург. Большая часть обращений за телемедицинскими консультациями связана с острыми состояниями и обострением хронических заболеваний, несколько меньшая — с расшифровкой анализов, далее следует получение второго мнения, действия после получения травмы, кожные высыпания и другие», — комментирует Евгений Дубенский.

Модернизация системы

Замдиректора департамента методологии и андеррайтинга ДМС компании «Росгосстрах» Ольга Купцова убеждена, что телемедицина сейчас претерпевает свою модернизацию от простого коробочного продукта к сложной системе организации помощи. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что страховые компании постоянно расширяют границы онлайн-консультирования.

Например, «Росгосстрах» помимо неограниченного количества телемедицинских консультаций предлагает возможность воспользоваться услугами «Медсоветника», который подсказывает, как вести себя в экстренной ситуации, каким образом можно оповестить службы спасения, помогает подобрать клинику для очного приёма, а также консультирует по ряду важных вопросов — в том числе по законодательству в системе ОМС. В ряде продуктов телемедицина выступает первичным звеном навигации клиента на очный приём в клинику в случае острого заболевания, травмы или же укуса клеща. «Одним словом, телемедицина перестаёт быть самостоятельным продуктом — это скорее входное окно, которое позволяет сэкономить время и разобраться в большом медицинском океане возможностей», — добавляет Ольга Купцова.

Эксперты также считают важным включение телемедицины в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), где сейчас сосредоточено 99,5% средств, которые расходуются в Петербурге на здравоохранение: телемедицина в рамках ОМС позволяет решить ключевые задачи нацпроекта «Здравоохранение», в частности – способствует росту доступности медицинских услуг и помогает разгрузке врачей первого звена.

Кроме того, как рассказал Игорь Лаппи, генеральный директор «Совкомбанк Страхование», в случае возникновении серьёзного заболевания, которое не покрывается ДМС (например, онкология), специалисты страховых компаний могут выступить в качестве навигатора. «В такой ситуации человеку непонятно, куда обращаться за лечением, особенно если это произошло в глубинке. Специалисты по ОМС-навигации направят в нужное учреждение, расскажут о том, как получить квоту, особенностях лечения и иных тонкостях», — поясняет Игорь Лаппи.

Популярность растёт

Наибольший рост спроса на дистанционные консультации вырос в секторе коммерческой медицины: например, в сети «Медси» увеличение объёма телемедицинских консультаций в прошлом году составило 300%. Причём всё чаще петербуржцы целенаправленно приобретают в страховых компаниях отдельные абонементы, включающие только дистанционное обслуживание.

«Если мы говорим о физических лицах, то среди них абонементы на телемедицинские консультации однозначно более популярны, чем ДМС с телемедициной, потому что цены существенно отличаются. ДМС с телемедициной гораздо дороже стоит, чем абонемент на телемедицинские консультации», — поясняет Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой компании «Капитал-полис».

Набирают популярность и телемедицинские приложения. По данным исследования, проведённого Роскачеством совместно с Росздравнадзором, чаще всего для онлайн-консультаций с врачом используются такие приложения, как «Доктор Рядом Телемед» (врачи компании проводят в среднем 4,4 тыс. онлайновых приёмов пациентов в месяц) и SmartMed (доля записей на приём в клиники через SmartMЕd достигает 35-40% от общего объёма). В число лучших сервисов, которые помогут заменить визит к врачу на время пандемии, также вошли «Яндекс. Здоровье», DocDoc, «Онлайн Доктор», Doc+, Pirogov Clinic, My Doc, OnDoc и Doctis.

«Возможность лёгкого доступа к врачу высоко оценивается пациентами. Если говорить о рынке ДМС, то телемедицинские приложения устанавливают порядка 80% застрахованных, имеющих доступ к этому сервису. При этом большая активность наблюдается в первые месяцы после установки приложения, далее — по мере возникновения вопросов медицинского характера», — отмечает Татьяна Доброхотова, руководитель службы клиентского сопровождения блока ДМС Северо-Западного регионального центра «АльфаСтрахование».

Все эти приложения платные, стоимость одной консультации начинается от 1000 рублей. Однако получить услуги телемедицины можно и на бесплатной основе, воспользовавшись городской телемедицинской системой комитета по здравоохранению (подсистема государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»). Как сообщили в Комздраве Петербурга, все поликлиники города уже получили доступ к этой системе, благодаря чему врачи могут осуществлять мониторинг состояния здоровья пациентов через аудио- или видеосвязь, а также обмениваясь сообщениями в чате. Пациенты же могут получить теле медицинскую консультацию врача в своём личном кабинете на городском портале «Здоровье петербуржца».

Подкорректировать закон

В 2021 году министерство цифрового развития утвердило целевые показатели по развитию телемедицины в стране, согласно которым доля медицинских консультаций, предоставляемых через интернет, должна к 2030 году увеличиться до 50% от общего количества врачебных консультаций. Однако пока возможность оказания таких услуг согласно закону «О телемедицине», который вступил в силу 1 января 2018 года, ограничена тем, что первичный приём и осмотр пациента врач должен провести очно.

По мнению экспертов, далеко не всегда в этом существует необходимость.

Например, в большинстве случаев это не нужно пациентам, страдающим хроническими заболеваниями и находящимся на диспансерном наблюдении: таким больным нужно просто скорректировать медикаментозное лечение и выписать электронный рецепт.

Кроме того, до сих пор неотрегулированы такие вопросы, как обеспечение безопасности персональных данных пациентов, поскольку до сих пор отсутствует нормативное закрепление требований к серверам, на которых такая информация хранится.

Татьяна ЕЛЕКОЕВА

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок