Что стоит за отменой техосмотра на самом деле?

Банки.ру

14 февраля 2022 г.

С января 2022 года вступили в силу изменения в законодательство о техническом осмотре транспортных средств и государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации. Я подготовил для вас ответы на самые часто возникающие вопросы в связи с данными изменениями в законах.

Вопрос № 1. Ожидать ли изменений в указании Банка России, где приведен перечень документов, предъявляемых для оформления ОСАГО и прямо говорится, что диагностическая карта исключена из списка документов, требуемых в комплекте страховой документации к ОСАГО?

Ответ. Комплект документов, который необходимо предоставить для заключения ОСАГО, должен соответствовать перечню документов, которые необходимо предоставлять на момент заключения договора. С августа 2021 года диагностическая карта или сведения о ней при заключении договора ОСАГО страховщику не предоставляются

Актуальный список документов, которые владелец транспортного средства предоставляет страховщику для заключения договора страхования ОСАГО в 2022 году:

1. Паспорт или иной удостоверяющий личность документ.
2. Регистрационный документ на транспортное средство или паспорт транспортного средства.
3. Водительское удостоверение, оригинал или копия.
4. Документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство.

Вопрос № 2. Сохраняется требование предоставления данных диагностической карты при заявлении убытка по ОСАГО или нет? Зависит ли это от категорий ТС?

Ответ. Правила страхования по ОСАГО не предусматривают представление ДК страховщику при заявлении убытка.

Вопрос № 3. В каких случаях отсутствие диагностической карты у виновника ДТП может привести к предъявлению регрессного требования со стороны страховой компании?

Ответ. Возможность регресса определена действующим законодательством; она предусмотрена для тех категорий транспортных средств, для которых прохождение техосмотра остается обязательным. Добровольным техосмотр сделан только для ТС категории B, принадлежащих физическим лицам и использующихся для личных нужд.

Пояснения. В подпункте и) пункта 1 статьи 14 закона об ОСАГО говорится, что к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: «…на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности…», и перечисляются виды таких транспортных средств.

К ним относятся:

— легковое такси;
— грузовые автомобили, оборудованные для перевозок пассажиров более чем с восемью сидячими местами (кроме места водителя);
— автобусы;
— специализированные транспортные средства для перевозок опасных грузов.

Принцип добровольности техосмотра на эти категории транспортных средств не распространяется, то есть является обязательным!

От обязательного техосмотра освобождены только ТС категории B (легковые автомобили и мототранспортные средства), которые принадлежат физическим лицам и используются в личных целях.

Таким образом, для категорий транспортных средств, для которых с 1 января 2022 года техосмотр сделали добровольным, возможность регрессивных требований применяться не должна.

Вопрос № 5. Какие именно конструктивные изменения автомобиля делают обязательным наличие технического осмотра? Если устанавливаются, например, молдинги, обвесы или кенгурин, это считается конструктивным изменением?

Ответ. К конструктивным изменениям можно отнести:

— замену двигателя на двигатель с иными характеристиками;
— внесение изменений в тормозную систему;
— внедорожный тюнинг: установка нестандартных силовых бамперов, лебедок, внедорожных колес.

В таком случае наличие диагностической карты является обязательным условием для эксплуатации автомобиля.

Вопрос № 6. В каких случаях страховая компания будет проводить экспертизу и доказывать, что причиной ДТП явилась неисправность, которую можно было выявить при прохождении ТО, и предъявлять регрессивные требования?

Ответ. В независимую техническую экспертизу, которая предусмотрена законом об ОСАГО, такие исследования не входят. Делать это не имеет смысла.

Вопрос № 7. Если происходит купля-продажа транспортного средства, ТО пройдено прежним владельцем и продолжает действовать, является ли это выполнением нормы «наличие ТО для постановки на учет» для нового владельца, или ему нужно проходить ТО заново?

Ответ. Принятые изменения не предусматривают, что именно новый владелец должен представить диагностическую карту. Она должна быть действующей по сроку, определенному законом о техосмотре.

Вопрос № 8. Какие штрафы могут сейчас выписать за отсутствие диагностической карты технического осмотра, ожидать ли повышения суммы штрафа в 2022 году? На кого из владельцев ТС категории B и в каких случаях будет распространяться штраф?

Ответ. Сейчас штраф предусмотрен только для тех категорий транспортных средств, на которые не распространяется принцип добровольности техосмотра, перечень этих ТС я привел выше. Повышение размера штрафа действительно ожидается до 2 тыс. рублей, причем новые штрафы будут налагаться каждые сутки эксплуатации ТС без техосмотра.

Подробнее. На сегодняшний день действуют санкции, предусмотренные статьей 12.1 КоАП РФ — «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра». Она предусматривает административный штраф в размере от 500 до 800 рублей при первом нарушении. За повторное нарушение предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Андрей ТРОСТИН для Банки.ру

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок