Русское IPO: двери закрываются

Компания онлайн

4 апреля 2022 г.

Скоротечный бум российского IPO 2020-2021 годов закончился — на ближайшие 10 лет компании с российским капиталом про IPO могут забыть. Но некоторые счастливчики успели проскочить в это открывшееся окно возможностей. Про русских «детей IPO», успевших урвать серебряную ложку, мы рассказываем в этой статье.

В историческом 1996 году в США прошло 688 IPO (Initial Public Offering — первичное публичное предложение акций). С тех пор эту цифру не мог преодолеть никто — даже в 1999-м, в год «пузыря доткомов», количество размещений не дотянуло до пятисот. В остальные годы их число редко превышало три сотни. Но в 2020 году картина резко изменилась — на американские биржи пришли 480 новых эмитентов. А в 2021 году рекорд 1996-го был побит: в Соединенных Штатах прошло более 1000 IPO.

Успехи Московской биржи куда скромнее — в прошлом и позапрошлом годах число новых акций и расписок российских эмитентов на ней в сумме составило около двух десятков. И это с учетом листинга отечественных компаний, акции которых ранее торговались за рубежом. Но даже эту цифру можно считать достижением, ведь в 2019-м на организованные торги вышли акции всего двух эмитентов с российскими корнями: сервиса по поиску работы HeadHunter и Freedom Holding Corp., оказывающей в России услуги на фондовом рынке под брендом «Фридом Финанс». Причем листинг они получили на NASDAQ, а статистику Мосбиржи пополнили осенью 2020 года лишь расписки на акции HeadHunter.

Резкий рост числа новых размещений акций стал во многом следствием пандемии. Для борьбы с падением экономики ведущие мировые центробанки весной — летом прошлого года были вынуждены, снизив ставки до околонулевого уровня, начать накачку экономики новыми деньгами путем выкупа облигаций с рынка. Это привело к падению доходностей безрисковых госбумаг до уровней ниже инфляции — вложения в них стали убыточными. И инвесторы во всем мире ринулись на рынок акций.

Время частных инвесторов

«На рынках капитала складывалась благоприятная ситуация, — говорит портфельный управляющий УК «Сбер Управление Активами» Илья Купреев. — Мировая экономика находилась в стадии уверенного восстановления после спада в предыдущем году, при этом ведущие центробанки сохраняли очень мягкую монетарную политику и поддерживали высокий уровень ликвидности в мировой финансовой системе, что обеспечивало повышенные уровни оценки многих классов активов, включая акции, по сравнению со средними историческими значениями».

На фоне ралли мировых фондовых индексов наступило отличное время, чтобы подкинуть инвесторам новые бумаги. Исторически именно в периоды подобных «бычьих» рынков и фиксируются новые рекорды по числу и объему размещений. И это естественно — в условиях бума можно продать бумаги нового эмитента особенно дорого.

Одним из подходов к оценке акции, не имеющей рыночной стоимости, является сравнительный метод: эмитент сравнивается с аналогичной компанией, имеющей признаваемые биржевые котировки, и с применением ряда не очень прозрачных коэффициентов рассчитывается его «справедливая» цена. Для России этот метод применим с большой натяжкой, поскольку отечественный фондовый рынок невелик как по капитализации, так и в плане отраслевого разнообразия эмитентов. Но для сравнения можно использовать западные аналоги.

Кроме того, на биржу в погоне за доходностью бежали миллионы новых частных инвесторов. Россия не осталась в стороне: ЦБ в прошлом году четыре раза снижал ключевую ставку, что привело к тому, что проценты по банковским депозитам стали проигрывать инфляции.

«Рост IPO на российском рынке можно было связать с двумя ключевыми факторами, — поясняет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. — Первый — низкая ключевая ставка ЦБ РФ. Мягкая денежно-кредитная политика обуславливала повышенный уровень ликвидности, благодаря которому поддерживался спрос на активы, в частности на акции, размещаемые в рамках IPO. Второй момент — увеличение числа активных инвесторов на Московской бирже. За счет этого ликвидность торгов выросла, что увеличивает привлекательность площадки для первичного размещения».

Весной 2020 года, на самом дне падения фондовых рынков и пике «самоизоляции», все руководители российских брокерских компаний в унисон говорили о небывалом притоке частных инвесторов. Но объясняли они это не повышением финансовой грамотности, а лишь тем, что население больше времени стало проводить в интернете.

«До пандемии число инвесторов в России было менее 4 млн, сейчас — более 17 млн человек», — говорил начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Часть этих новых инвесторов и стала впоследствии покупателями акций компаний, только выходящих на рынок.

«Российские IPO прошлого года — это эхо глобального бума IPO, имеющего, в общем, ту же основную причину, что и рост стоимости криптовалют и курса акций бигтеха, — полагает аналитик ФГ «ФИНАМ» Леонид Делицын. — Это приток новых денег на рынок как благодаря интересу новых инвесторов (молодежи и гиг-воркеров, заслугу привлечения которых считает своей RobinHood), так и из-за государственного стимулирования экономики. Оказавшись в изоляции и потеряв возможность тратить деньги привычным образом, молодые люди с самым разным уровнем доходов обнаружили, что через смартфон можно инвестировать в акции. И они принялись покупать. После того как акции всем известных компаний стали очень дороги, вырос интерес к новым, более рискованным вариантам вложений, таким, как инвестирование в IPO».

«Выйти в кэш» и не только

Считается, что целей вывода акций на биржу две — привлечение финансирования для реализации будущих проектов и полный или частичный выход из компании ее основателей, так называемый выход в кэш. Последний вариант опытные инвесторы не очень любят, справедливо задаваясь вопросом: а зачем продавать хорошую компанию? Но почти вся история российских IPO — это как раз про «окэшивание» акционеров.

В России действовал еще один мощный фактор, стимулировавший собственников бизнеса выводить свои компании на биржу. После присоединения Крыма стратегические иностранные инвесторы одномоментно забыли про Россию. А именно они покупали по справедливой цене как сложившиеся российские компании, так и перспективные стартапы. Теперь же, чтобы выгодно продать бизнес, нужно создать публичную историю, рассчитываемую на основе биржевых котировок рыночную капитализацию и повысить ликвидность акций, то есть увеличить их оборот. Только после этого можно вести переговоры о продаже большой доли компании стратегическому инвестору.

В основном именно для увеличения ликвидности проходят листинг на Московской бирже эмитенты, уже торгующиеся на западных площадках. «На глобальных биржах трудно выделиться среди десятков и сотен компаний-аналогов, —говорит Делицын. — Обычно эмитенты ожидают, что российские инвесторы, которые лучше знают их бизнес, будут торговать акциями активнее, чем зарубежные».

Несмотря на то что мотивы выхода на биржу у всех компаний разные, объединяет их одно — одномоментно бизнесы стали дороже, а их акционеры — богаче. А некоторые в один день стали миллиардерами, заняв место в списке самых богатых людей где-то между Ковальчуком и Ротенбергом.

Крупнейшие IPO

Данные о личных состояниях предпринимателей и капитализации компаний приведены по состоянию на середину февраля. Непредсказуемая волатильность на мировых биржах бумаг компаний, связанных с российскими бизнесменами, и введение новых санкций не позволяют скорректировать данные. Но в среднем после начала специальной операции на Украине компании с российским участием просели в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге и на других площадках на 30-60 %. Что соответствующим образом сказалось и на личных состояниях их акционеров.
***

«Ренессанс страхование», капитализация после IPO $940 млн

Первичные размещения в последнее время наращивали капитал не только новым миллионерам и миллиардерам, не всегда знакомым широкой публике, но и людям, хорошо известным ей в этом качестве еще с 1990–2000-х годов. Один из таких примеров — IPO «Ренессанс страхования», прошедшее 21 октября на Мосбирже. Капитализация компании составила 66,8 млрд рублей, а сама она привлекла 17,7 млрд рублей ($250 млн).

Прежние акционеры в кэш не вышли. «Все деньги пошли в компанию для развития», — заявил основатель и председатель совета директоров группы «Ренессанс страхование» Борис Йордан. Но еще месяцем ранее планы были иными.

В мае в капитале страховщика произошли перемены. К Sputnik Group Бориса Йордана и его партнеров (52,77 %) и Baring Vostok (18,6 %) добавились новые акционеры. Millhouse Романа Абрамовича получил 9,99 %, а Invest AG его партнеров по ряду бизнесов Александра Абрамова и Александра Фролова — 9,55 %. Вложились и близкие к этим бизнесменам топ-менеджеры: 4,33 % получил Андрей Городилов, а президент Invest AG Сергей Братухин — 4,77 %.

И уже в июне в компании заговорили об IPO. В сентябре она назвала продающих акционеров: Sputnik Management Services Limited и аффилированное с ней ООО «Холдинг Ренессанс Страхование» (бенефициары Йордан, Мэри Луиз Феррьер, Дмитрий Бакатин и Сергей Рябцов), Notivia Ltd. (бенефициар Baring Vostok), Laypine Ltd. Абрамова, Bladeglow Limited Фролова и Андрей Городилов. Предполагалось, что сама компания получит до 18 млрд рублей, а ее акционеры — до 7,2 млрд рублей.

Возможно, изменение этих планов связано с тем, что размещение проходило по нижней границе ценового диапазона. Акционеры могли посчитать, что позднее продадут акции выгоднее. Но всерьез говорить об этом пока не приходится: компания и ее акционеры взяли обязательство lock-up на полгода. Возможно, они задержатся и на более долгий срок — Роман Абрамович на IPO не только не продал акции, но и приобрел их на 1,6 млрд рублей.
***

Борис СОЛОВЬЕВ
(с сокращениями)

Ваша заявка успешно
отправлена !

Ваша заявка успешно
отправлена!

Вы успешно
подписаны!

Напишите свой вопрос

Ваше имя:

Согласие с политикой конфиденциальности

Ваш E-mail:
Отправить

Регистрация

Заголовок