РИА Новости
3 августа 2021 г.
Совет Федерации во вторник одобрил поправки к закону об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП), в котором уточняется порядок расторжения, изменения или прекращения договора обязательного страхования, а также случаи возврата страхователю части уплаченной страховщику премии в связи с расторжением договора.
При этом, как сообщил РИА Новости первый замглавы бюджетного комитета Совета Федерации Николай Журавлев, страховщики не будут освобождены от выплат по возмещению ущерба здоровью граждан в результате диверсий и терактов.
«В действующем законе есть список случаев, которые освобождают от выплаты возмещения», — сказал сенатор. При этом по некоторым из них такое освобождение может быть отменено по соглашению сторон.
«Теракты и диверсии хотели именно в этот список включить. То есть освободить страховщика от выплат по ним, но и разрешить выплаты по соглашению сторон», — пояснил Журавлев.
Позже эту поправку убрали, сказал законодатель. «Соответственно, терактов и диверсий нет ни в каком виде в законе. Раз нет в списке, освобождающем от выплаты, страховщики должны отвечать по этим рискам», — добавил он.
Суть закона
Согласно документу, при неуплате страхователем очередного взноса страховщик будет вправе отказаться от договора обязательного страхования в одностороннем порядке по истечении 30 рабочих дней со дня, установленного договором для уплаты очередного взноса. В этом случае страховщик должен уведомить страхователя о расторжении такого договора в письменной форме.
По требованию страхователя и при отсутствии страхового случая часть уплаченной страховщику премии подлежит возврату пропорционально неистекшему периоду действия договора обязательного страхования при его досрочном прекращении, но только в случае прекращения страхователем деятельности по перевозкам пассажиров, а также в случае принятия решения о ликвидации страховщика, его реорганизации или отзыва у него лицензии.
Кроме того, в документе уточняются основания для регрессных требований страховщика к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред, которые соответствуют нормам законодательства о перевозках, предусматривающим требования безопасности при выходе в рейс, безопасности дорожного движения и иные требования.
Иные положения
Документ также уточняет понятие перевозчика во избежание неоднозначности определения лица, у которого возникает обязанность заключить договор обязательного страхования, с учетом положений международных конвенций. В частности, уточняется понятие пассажира, в которое будут включены дети, перевозимые бесплатно или по льготному тарифу.
Анализ статистики аварийности показал, что по отдельным видам транспорта страховой тариф был переоценен, а по другим видам транспорта недооценен.
Кроме того, теперь перевозчики, фактически осуществляющие перевозки граждан автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.
В целях повышения информирования пассажиров об их правах вводится обязанность страхователя и юрлица, осуществляющего перевозки метрополитеном, предоставлять в свободном доступе информацию о страховщике и условиях договора страхования. Они также должны разъяснять порядок действий при наступлении страхового случая и урегулировании претензий потерпевших, выгодоприобретателей о возмещении причиненного вреда.
Закон обязывает страховщиков выплачивать в счет выплаты страхового возмещения выгодоприобретателю часть возмещения — предварительную выплату в размере 100 тысяч рублей в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения заявления. Страховые компании и метрополитен в случае просрочки выплаты будут обязаны выплатить неустойку выгодоприобретателю в размере 1% от несвоевременно выплаченной суммы возмещения. Такая же санкция, но в размере 0,05% от максимального лимита компенсации, будет действовать в случае несвоевременного направления отказа в выплате.
Также предусматривается разработка Банком России методических рекомендаций по проведению мониторинга страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков.
Позиция НССО
Как сообщили РИА Новости в Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО), в целом новый закон не в полной мере направлен на решение проблем, выявленных страховым сообществом по итогам правоприменительной практики реализации закона.
«Большинство предложений и замечаний страхового сообщества не учтено», — сказали в НССО. В союзе считают, что метрополитен, школьные автобусы и прочие некоммерческие перевозки надо страховать, а за поврежденное имущество надо платить реальный вред, а не фиксированные 11 тысяч рублей. Кроме того, в НССО отметили, что процедуры прекращения и расторжения договоров стали еще более нерабочими.
Вместе с тем в НССО приветствуют расширение ответственности некоммерческих перевозчиков, так как это дополнительно (до уровня коммерческих пассажиров) защитит большую категорию пассажиров этого сегмента и будет стимулировать развитие добровольного страхования ответственности.
В НССО также приветствуют то, что «в вопросах выплат компенсаций метрополитенами пытаются навести порядок». «Но до тех пор, пока метрополитен будет в своем лице совмещать и того, кто выдает потерпевшему документ о причинении ему вреда, и того, кто за этот вред должен платить, серьезного улучшения положения потерпевших ожидать не приходится – налицо жесткий конфликт интересов», — считают в союзе.
Ваша заявка успешно
отправлена !