31.08.2021
Юргенс Игорь Юрьевич
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО), председатель совета директоров АО «Эксперт РА»
Какие тренды проявились в итогах работы российского рынка страхования жизни за I полугодие 2021 года? Какие факторы способствуют, а какие препятствуют развитию данного рынка? Что делает ВСС, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития страхования жизни в России?
Еще лет пять назад трудно было себе представить, что страхование жизни начнет устойчиво опережать по сборам ОСАГО. В первом полугодии 2021 года премии по страхованию жизни превысили отметку 250 млрд рублей и выросли почти на 30% к показателям прошлого года. Однако, с учётом того, что господдержка экономики у нас направлена, в значительной степени, на дотирование ипотеки, примерно половину этих сборов обеспечивает кредитное страхование. При этом выплаты по страхованию жизни тоже растут, прирост составил 58%. А выплаты по ИСЖ и вовсе превысили сборы. Совокупные размеры резервов страховщиков жизни почти достигли 1,5 триллионов рублей. По-прежнему высока концентрация в этом сегменте – на долю топ-10 крупнейших компаний приходится 87% собранной премии по страхованию жизни.
То есть в целом основные тренды на рынке страхования жизни представляются благоприятными – сборы, выплаты и резервы страховщиков растут, а число жалоб на них снижается.
Если говорить о том, что может осложнить развитие страхования жизни – это обсуждаемые проекты нормативных актов, касающиеся продаж страхования жизни, в том числе указания Банка России в части требований к квалификации клиентов – страхователей.
На мой взгляд, де-факто цели регулятора можно реализовать и в рамках действующего гражданского законодательства. И нам бы хотелось разобраться вместе с Банком России – где тот предел, где были бы соблюдены цели и роста рынка, который сам по себе несет благо потребителю, и защиты потребителя, который и сам иногда хочет рисковать.
Обсуждаемый в настоящий момент проект указаний ЦБ, на мой взгляд, может существенно помешать процессу создания из наших страховщиков жизни тех институциональных инвесторов, способных играть заметную роль в инфраструктурном развитии нашей страны, какими являются страховщики во всем мире и какими мы их хотим видеть. США сейчас выделяют триллион долларов на инфраструктурное развитие, и эта цифра складывается и из бюджета, и из резервов страховщиков и пенсионных фондов, потому что иначе невозможно развивать инфраструктуру, вкладывая в экономику вдолгую. Поэтому мне кажется, что Центральный Банк в лице и нашего профильного департамента, и других подразделений, должен обратить внимание на баланс государственных интересов в той части, что нужно одновременно и вкладывать деньги в экономику вдолгую, и обеспечить защиту потребителя.
Как показывают проверки страховщиков жизни Банком России, а также статистика жалоб, ситуация с правами потребителя не является острой. Количество жалоб на страховщиков снижается (в страховании жизни почти на 6%, при том, что рынок вырос почти на 30%), число жалоб на страхование жизни составляет менее 0,1% от действующего портфеля договоров. Жалобы шли тогда, когда еще не начал применяться наш собственный стандарт по ведению этого бизнеса, принятый ВСС. Страховщики жизни в подавляющем большинстве случаев ведут себя прилично, нарушения допускают не они, а фронт-дески банков.
Мы изложили все свои соображения, обсудили их в нашем комитете по страхованию жизни, то есть это коллективное решение, а не решение аппарата ВСС или одной-двух компаний. По итогам мы подготовили и направили в Центральный Банк письмо и ждем на него ответа. Мы рассчитываем продолжить то творческое и конструктивное взаимодействие с ЦБ, которое было до этого.
Ваша заявка успешно
отправлена !