В России резко участились автоугоны. По словам собеседников “Ъ FM”, только за март их количество выросло на 20-25%. Самый значительный всплеск преступлений эксперты зафиксировали в массовом сегменте. Причем особенно сильно от действий злоумышленников пострадали владельцы азиатских автомобилей, производители которых не останавливали поставки транспортных средств и комплектующих на отечественный рынок. Почему тогда машины продолжают угонять? И какие марки в зоне риска? С подробностями — Иван Якунин.
Авто сейчас в основном крадут под разбор, говорят представители страховых компаний. Происходит это из-за ухода производителей, санкций, перебоев с поставками — на рынке стало критически не хватать запчастей. А те комплектующие, что остались на складах, в моменте дорожали в три-четыре раза.
И если обычные автовладельцы еще могли себе позволить переплату, то таксопарки нет — слишком велики расходы. В итоге они вышли на вторичной рынок, где цены были низкими, но и предложение тоже. Удовлетворить спрос вызвались злоумышленники.
Поэтому самыми угоняемыми стали южнокорейские марки — KIA и Hyundai — то есть наиболее востребованные у сервисов такси. Есть у всплеска угонов и еще одна причина, тоже санкционная, рассказал “Ъ FM” координатор Движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «Раньше битые машины привозили из-за рубежа, а в России уже разбирали их на запчасти — это был неплохой бизнес.
После блокировки логистики на рынке авто под разбор возник дефицит, но он тут же был заполнен машинами, которые ушли от своих владельцев не совсем законным способом».
Кстати преступники в последние месяцы далеко не всегда угоняли автомобили, иногда они довольствовались малым, то есть кражей конкретной части.
Орудовали злоумышленники по ночам, пока хозяева транспортных средств спали, так что времени на снятие деталей у них всегда хватало, даже если для этого требовалось поднять авто на домкрате, отмечает руководитель федерального сервиса Ugona.net Алексей Курчанов: «Воруют зеркала, колеса на дисках, фары. Если злоумышленникам удастся забраться в салон автомобиля безнаказанно, то вытаскивают и подушки безопасности. Так же снаружи автомобиля есть еще один популярный элемент — катализатор. Это такая баночка, она спиливается сабельной пилой: вор подлезает под автомобиль, иногда использует домкрат. Катализатор, который содержит драгоценные металлы, он сдает на утилизацию и получает немаленькие деньги».
Защитить автовладельцев от столь дорогостоящих потерь может только продвинутая противоугонная система. Но проблема в том, что, по словам представителей сервисов, средств на такие приобретения у россиян не осталось. Месяц назад спрос на установку техники рос на 300%, теперь он столь же стремительно снижается.
Обращаться к страховщикам россияне тоже не спешат, к слову, и здесь их ждут кратно выросшие ценники, говорит заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов: «Основная масса автомобилистов заключает договора на ОСАГО в конце и начале года. Сейчас практически завершился первый квартал, идет второй, и мы видим как страховые компании предлагают гражданам с КАСКО пересмотреть страховую сумму из-за роста стоимости новых авто. Это необходимо для того, чтобы себя обезопасить и в случае ДТП получить реальную компенсацию».
Автоугонщики же останавливаться не планируют: пока сервисные центры не нашли альтернативные маршруты импорта деталей, именно они будут важными поставщиками на вторичном рынке. Так что к осени количество угонов может подрасти еще минимум на 10%.
Иван ХОРУШЕВСКИЙ
Ваша заявка успешно
отправлена !