15 сентября 2021 г.
Автостраховщики медлят, они не считают водителей электосамокатов своими потенциальными клиентами, единично страхуются парки проката, да и то не по классической для автотранспорта схеме. Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам, страхование водителя от несчастного случая и страхование имущественных рисков здесь не применяется в комплексе.
Юридически электросамокаты не признаются транспортными средствами, даже если способны развивать скорость до 60 км в час. Их пользователи приравнены к пешеходам, они не признаются участниками дорожного движения, едут по тротуарам, но риск причинения вреда несут несопоставимо больший, чем обычные пешеходы. В МВД России заявили о росте на 195% числа аварий с участием электросамокатов на территории РФ с начала года, всего зарегистрировано 112 происшествий.
«Идея распространения действия ОСАГО на электросамокаты и приравненные к ним техсредства не обсуждалась с Российским союзом автостраховщиков (РСА)», — сообщил «Интерфаксу» заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. «Это невозможно еще и потому, что такие средства передвижения не приравнены к транспорту, к источником повышенной опасности. Определение статуса этой категории техсредств относится к компетенции Минтранса и ГИБДД. Методологически страховщики последуют за ними», — сказал он.
Ефремов обратил внимание на тот факт, что пока «мода на электросамокаты распространена в нескольких крупных городах, там, где люди считают такой способ передвижения отличным решением преодоления пробок на дорогах».
Систематизация подходов потребует определиться с классификацией техсредств, соотнесения их с другими сопредельными видами передвижения, предположил представитель РСА: «Куда, к примеру, отнести велосипедистов и вред, который, они тоже могут причинить пешеходам? Ко всем ли электросамокатам предъявлять единые требования или разделять их по мощности. Мы имеем дело с сезонными техсредствами, которые эксплуатируются несколько месяцев в году — период страхования короткий, это также понадобится учесть. Статистики ущербов от происшествий с электросамокатами пугающей мы не видим».
Ефремов обратил внимание на то, что также в западных странах подобные средства передвижения не признаются транспортом, однако в ряде европейских стран развита привычка добровольно страховать общегражданскую ответственность за ущерб третьим лицам. Такой полис не «привязан» к каким-то конкретным вариантам причинения вреда, но защищает владельца от присуждения ему возмещения любого доказанного ущерба (по разным причинам) в рамках страховой суммы. В России такой культуры у частных страхователей нет.
Как показал опрос агентства, в своих первых «подходах к снаряду» страховщики предложили страховать жизнь и здоровье водителей электросамокатов, а также их ответственность перед третьими лицами. Самые крупные страховщики на сегодняшний день, первыми вступившими в партнерство с сервисами кикшеринга (краткосрочной аренды электросамокатов), — это СК «АльфаСтрахование» и «Ренессанс страхование». Кроме того, этим летом на рынке появились предложения страховок от несчастного случая для пешеходов, но по единичному риску — от наезда электросамоката. Такие полисы начала предлагать СК «Манго иншуринг» (по тарифу 60 рублей за 3 месяца, максимальная страховая сумма составляет 2 млн рублей, она выплачивается при летальном исходе или получения инвалидности).
Дешево и сердито
По данным СК «АльфаСтрахование», средний размер страховой выплаты в минувшем сезоне составил 50 тыс. рублей. В этом году количество сервисов краткосрочной аренды самокатов, с которыми сотрудничает компания, превысило 10.
Полисы, предлагаемые «АльфаСтрахованием» всем желающим прокатиться на электросамокате, предусматривают максимальную сумму выплаты от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. За прошедший сезон компания производила выплаты как за мелкие синяки или ссадины, так и за случаи с более серьезными последствиями — переломами и сотрясениями мозга.
«Число и общая сумма выплат за прошедший год выросла в несколько раз в связи с растущей популярностью самокатов как городского транспорта — ими часто пользуются, многократно растет число поездок. Совокупный парк кикшеринг-сервисов в текущем году, по нашей оценке, мог достичь 100 тыс. самокатов, пользователи которых совершают более 20 млн поездок. А увеличенные нами суммы страховой защиты позволили двукратно повысить средний размер выплаты — в прошедшем сезоне она составляла около 50 тыс. рублей», — рассказал «Интерфаксу» директор департамента страхования пассажиров «АльфаСтрахования» Дмитрий Мигачев.
Опция «застраховать поездку» появляется у пользователей при регистрации в мобильном приложении сервиса за небольшую дополнительную плату. В среднем стоимость полиса для клиента не превышает 30-35 рублей, рассказали в компании. Клиенты кикшеринга могут застраховать свое здоровье и имущество на период поездки, а также свою ответственность перед третьими лицами.
В СК «Ренессанс страхование», также активно сотрудничающей с сервисами краткосрочной аренды самокатов, смогли сообщить только о том, что в настоящее время компания работает с тремя сервисами по аренде электрических самокатов: с Urent, Seagull, LuckySharing (LuckyBike).
Передвижение с ограничениями
Сервисы краткосрочной аренды электросамокатов в этом году не раз вызывали беспокойство у городских властей в разных регионах страны в связи с ростом травмирования пешеходов. По данным МВД, с начала года по конец августа в Москве произошло свыше 50 аварий с использованием электросамокатов, в них пострадали 57 человек, двое погибли. Почти 80% подобных аварий произошли на пешеходных переходах, во дворах жилых домов или при выезде из них.
В июне этого года в Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело после того, как двое человек на арендованных самокатах сначала сбили, а потом избили прохожего на Невском проспекте. Сразу после этого власти города ограничили скорость движения электросамокатов на 20 популярных улицах Центрального и Петроградского районов города до 10 км/час. Аренда электросамокатов была приостановлена на несколько дней, пока владельцы сервисов не подписали соглашение с властями о введении ограничений, которое предусматривает, в частности, полный запрет на движение электросамокатов в историческом центре города, включая Дворцовую и Сенатскую площади, а также Невский проспект. Сервисом аренды электросамокатов запретили пользоваться несовершеннолетним, а также пьяным.
По мнению Мигачева из СК «АльфаСтрахование», травмоопасность этого вида транспорта переоценена: сервисы кикшеринга ответственно подходят к вопросу безопасности поездок, скорость движения самоката программно ограничивается в оживленных городских районах и местах отдыха.
«Мы полагаем, что в вопросах регулирования этого сегмента городской мобильности требуется взвешенный подход: личные мощные электросамокаты, характеристики которых не ограничены по закону, представляют для их владельцев и окружающих куда большую опасность, чем те модели, которые можно арендовать на поездку», — рассказал Мигачев.
В свою очередь Ефремов из РСА считает, что тема ущерба, который причиняется водителями, использующими такие средства передвижения, актуальна всего для нескольких городов-миллионников: «В небольших городах эта тема отсутствует, поскольку нет таких средств передвижения, нет дорог, по которым они могли бы перемещаться». Кроме того, на популярность использования электросамокатов влияет мода и погода. Он не исключает спада интереса на использование таких средств передвижения в том случае, если, например, следующее лето будет холодным и дождливым.
В целом, полагает Ефремов, дальнейшая судьба регулирования таких средств передвижения зависит от позиции, которую может сформулировать Минтранс РФ и ГИБДД. Определенным решением задачи могло бы стать введение в Кодекс административных правонарушений специальной ответственности тех, кто передвигается на таких средствах, за ущерб, причиненный третьим лицам, что, по мнению Ефремова, могло бы побудить тех, кто их использует, к приобретению добровольных страховок страхования ответственности за ущерб третьим лицам.
Пока правовой статус самокатов и других средств индивидуальной мобильности не определен, но разработкой соответствующего проекта постановления правительства РФ же занимается Минтранс.
Поиск оптимального решения идет не только в России. К примеру, по сообщениям СМИ, законопроект об ограничении использования самокатов подготовили власти Италии. Там предлагается запретить несовершеннолетним пользоваться электрическими самокатами, обязать всех управляющих ими иметь полис страхования гражданской ответственности, а также ввести для них обязательное ношение защитных шлемов.
Ваша заявка успешно
отправлена !