19.05.2021
Телемедицина, которую страховщики уже поголовно включают в свои продукты, в 2021 году позволит здравоохранению сэкономить $11 млрд. Но это только начало – к 2025 году цифра должна почти удвоиться.
Сервисы телемедицины – дистанционные консультации, удаленный мониторинг показателей физической активности пациентов, чат-боты для общения с врачом позволят мировому здравоохранению сэкономить $21 млрд к 2025 году, что на 80% больше, чем в 2021-м ($11 млрд). Основной объем экономии придется на развитые страны Северной Америки и Европы. Такие данные приводит в своем исследовании консалтинговая компания Juniper Research. По прогнозам VEB Ventures, инвестиционной компании ВЭБа, к 2025 году российский рынок телемедицины достигнет 96 млрд рублей против 20 млрд в 2019-м (оценка МТС).
Приказом Минцифры обозначен целевой показатель: 50% медицинских консультаций к 2030 году должны проходить онлайн. А Минздрав нацелился на то, что еще до конца 2021 года каждая пятая российская поликлиника будет оказывать пациентам услуги через сервис «Госуслуги» и телемедицинские консультации.
По мнению Максима Чернина, сооснователя медицинской компании «Доктор рядом», для более быстрого роста рынка необходимо закрепление возможности постановки диагноза в рамках онлайн-приема. После этой инновации объем рынка может вырасти в десятки раз.
Экономия времени и денег
Для здравоохранения телемедицина дает существенное снижение затрат, объясняет Максим Чернин: «Телемедицина помогает сократить дополнительные расходы медучреждений на ресепшен, аренду кабинетов и так далее. В США, например, онлайн-консультация по стоимости ниже очной на 25-30%».
Для компаний – клиентов страховщиков телемедицинские сервисы, которые являются частью соцпакета для работников, также выгодны. «Застрахованный сотрудник сначала обращается к врачу удаленно, а затем при необходимости записывается на очную консультацию и оформляет больничный лист. Для компании телемедицинское обслуживание выходит дешевле ДМС в 4-10 раз», – рассказал Анатолий Зингер, генеральный директор медицинского онлайн-сервиса «СберЗдоровье». Он также отметил, что онлайн-коммуникации с врачами особенно актуальны для компаний, чьи сотрудники работают далеко от больниц и поликлиник.
Количество обращений в «дистанционные» поликлиники начало существенно расти на пике пандемии, во время локдауна. В 2020 году количество телеконсультаций во всем мире достигло 348 млн (против 280 млн в 2019-м), отмечается в отчете Juniper Research. В России за дистанционной медпомощью в 2020 году обратились 5 млн человек, подсчитали эксперты фирмы «Платформа “Третье мнение”». Врачи сети медклиник «Доктор рядом» в 2020 году приняли онлайн на 293% «посетителей» больше, чем в 2019-м. Сейчас в стране более 10 млн зарегистрированных пользователей телемедицинских сервисов.
В пресс-службе «Ренессанс страхование» рассказали, что услуги телемедицины в компании выросли в шесть раз в 2020 году. «Наши собственные врачи провели в прошлом году 16 тысяч онлайн-консультаций, в том числе по сопровождению больных COVID-19, оказывая психологическую помощь», – сообщили в компании.
«Пандемия заставила многих перейти на цифровые сервисы и изменить отношение к онлайну. Раньше многие клиенты считали, что телемедицина –просто ненужное дополнение, сложное в использовании», – пояснил генеральный директор СК «Совкомбанк страхование» Игорь Лаппи.
До II квартала 2020 года спрос на телемедицину был ровный и невысокий по сравнению со спросом на классические медуслуги (услугой пользовались примерно 1,5% клиентов по ДМС, подключенных к услуге), рассказывают в компании. До пандемии в пиковые периоды (весна, ранняя осень) спрос на телеконсультации вырастал до 10-11% от общего количества подключенных к услуге в связи с сезонными всплесками ОРВИ, травмами на отдыхе и пр. Но начиная со II квартала интерес к сервису стал расти и достиг уровня 25%, рассказали в СК «Совкомбанк страхование».
Владимир Черников, генеральный директор СК «Ингосстрах-Жизнь», также отмечает, что пандемия сыграла свою роль – обратила внимание многих на тему здоровья, однако призывает не переоценивать ее значение. «Я бы не преувеличивал значение пандемии в этом вопросе, поскольку заинтересованность людей в здоровом образе жизни и, соответственно, в услугах, позволяющих заботиться о жизни и здоровье, мы наблюдали и до развития ситуации с коронавирусом. Хотя, безусловно, свою роль она сыграла, тема здоровья так или иначе вышла на первый план», – сказал Черников.
Как отмечают эксперты, телемедицина в последнее время повышает уровень доверия к российской медицине в целом. «Вопрос доверия к врачам вообще довольно сложный. Врачи, работающие в онлайн-формате, – не исключение. Однако сейчас по нашим клиентам мы видим, что после онлайн-консультаций (видеозвонки, WhatsApp, Zoom) они чаще приходят на прием офлайн и оценивают его на более высоком уровне», – подчеркнул Лаппи. По его прогнозам, интерес к телемедицине будет расти, в ближайшие несколько лет будут пользоваться услугами дистанционных консультаций с врачами до 70% от участников программ ДМС.
Телемедицина как бонус
Одним из основных каналов продаж телемедицинских продуктов являются страховые компании, которые стали включать удаленные медицинские консультации практически во все продукты добровольного медицинского страхования, а отчасти и в договоры по страхованию жизни. Причем для страхового рынка этот сервис называют чуть ли не одним из драйверов, по крайней мере в сегменте ДМС. Таким образом, развитие телемедицины стало бонусом для всех: застрахованных по ДМС сотрудников, компаний-страхователей, самих страховщиков.
Сегодня страховые компании стали включать эти услуги в базовый пакет, ранее они были доступны лишь за дополнительную плату, отмечает Лаппи. «Наша компания стала исключением, так как наши клиенты по ДМС всегда получали полный пакет консультаций разных видов (ЗОЖ, психолог, профилактика ожирения и пр.) по умолчанию и в неограниченном количестве. Но сейчас стало больше вариаций круглосуточных и срочных консультаций, например, терапевта или педиатра, которые не требуют предварительной записи. Теперь наши клиенты могут получить ответ в течение 10 минут. Стоимость телемедицины включена в пакет ДМС, ее величина – примерно 3-4% от общей годовой стоимости программы ДМС, франшиза на телемедицину в нашей компании не распространяется, клиент ничего не доплачивает.
Сейчас конкуренция на рынке разворачивается не только вокруг стоимости полиса ДМС, но и вокруг наполнения пакета: чаще выигрывают программы с полным ковидным сопровождением и большим количеством дополнительных услуг.
Портрет «телеклиента»
Чаще всего за онлайн-консультациями к врачам обращаются жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Свердловской областей, Татарстана и Башкортостана. Женщины (76%) охотнее пользуются услугами телемедицины, нежели мужчины (24%).
На граждан в возрасте от 25 до 50 лет в 2020 году пришелся 71% обращений. Такие данные приводит сервис «Доктор рядом». По данным руководителя дирекции личного страхования СК «Абсолют Страхование» Виктории Серебряковой, возрастной сегмент застрахованных варьируется в диапазоне 23-60 лет. По оценкам Лаппи, к 2022 году произойдет рост молодой аудитории и людей предпенсионного возраста еще на 30%.
Самый распространенный телемедицинский продукт – дистанционные консультации с врачами разных специальностей. Однако набирает популярность и услуга «второе медицинское мнение». «Если у пациента уже установлен диагноз, собраны анализы и медицинские документы, то врач, изучив всю историю болезни, поможет подтвердить или поставить под сомнение диагноз, назначив дополнительные исследования. Существенно выросло и количество обращений за психологической помощью», – рассказал Максим Чернин.
По словам эксперта, средняя стоимость телемедицинских продуктов разнится от уровня квалификации врача и его профиля. В розницу (без покупки годового абонемента) клиенту одна онлайн-консультация обойдется в среднем в 1000-1500 рублей. Примерно две трети пациентов предпочитают общаться с врачами в чате. Самые популярные врачи, по словам Анатолия Зингера, – терапевты, педиатры, гинекологи, дерматологи, эндокринологи. «Доктор рядом» отмечает, что на терапевтов приходится около 40% обращений.
Прирост продаж дает и включение телемедицины в программы обязательного медицинского страхования (ОМС). Полисы ОМС с онлайн-консультациями врачей стали доступны в пилотных регионах – в Республике Татарстан, Калужской, Сахалинской, Ивановской, Ульяновской, Нижегородской, Липецкой областях, объяснили эксперты «Финансовой газете».
Виталий МОСЕЕВ, Александр ТУРУНЦЕВ
Ваша заявка успешно
отправлена !