Коммерсантъ, приложение
16 ноября 2022 г.
«Страховой рынок оказался под серьезным давлением»
— Как вы в целом оцениваете динамику российского страхового рынка? Какие сегменты пострадали сильнее всего, какие — менее всего, почему?
— Страховой рынок оказался под серьезным давлением, в различных сегментах разнонаправленная динамика, но в целом по рынку ситуация достаточно стабильна. По итогам полугодия страховые премии составили 862 млрд руб.— это на 4% ниже показателя предыдущего года. Из-за возникших у страховщиков сложностей по подбору активов для вложений в рамках инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) и сокращения предложения таких продуктов самими компаниями сборы по ИСЖ существенно снизились. Однако это сокращение в значительной части было компенсировано ростом премий в накопительном страховании жизни (НСЖ).
Снижение активности потребительского и ипотечного кредитования сказалось на взносах по страхованию жизни заемщиков. Выросли объемы премий в медицинском страховании (ДМС) и автостраховании, но прежде всего — из-за повышения цен. Из-за подорожания запчастей и ремонта увеличились страховые выплаты в автостраховании. Их рост опережал сборы. Возросла убыточность автострахования в целом.
Совокупная величина активов страховщиков по итогам первого полугодия составила 4,3 трлн руб. Это на 1% больше, чем на начало этого года. По итогам шести месяцев 2022 года собственные средства страховщиков составили 547 млрд руб.
Чистая прибыль страховщиков за полугодие сократилась на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 47 млрд руб. Компании получили убытки от инвестиционной деятельности. На ее результатах сказались волатильность российского финансового рынка, а также снижение котировок на мировых финансовых рынках и отрицательная переоценка валютной части активов из-за укрепления рубля.
Страховой рынок, как и другие секторы финансового рынка, столкнулся с проблемой неплатежей по облигациям иностранных эмитентов. Но определенная часть таких активов по факту является евробондами российских компаний. Поэтому по ним можно ожидать получения платежей, эмитенты уже сейчас могут выпускать замещающие облигации.
— Каковы оценки неблагоприятного воздействия введенных в этом году санкций на российскую страховую отрасль в целом? В чем основные риски для отрасли, насколько они серьезны?
— Страховой рынок — отражение экономики в целом. Сборы и выплаты напрямую зависят от состояния соответствующих секторов экономики, а стоимость активов страховщиков — от ситуации на финансовых рынках. Как и другие финансовые организации, страховщики аккумулируют значительное количество активов, в основном это вложения в различные финансовые инструменты.
Сейчас отрасль столкнулась с вызовами, которые условно можно разделить на два направления — бизнес и финансы.
Мы видим как снижение сборов страховых премий по определенным видам страхования, так и рост страховых выплат. Как я уже отметил, существенно снизились продажи ИСЖ, на которое в прошлом году приходилось 12% от объема премий по рынку. Это произошло из-за того, что для российских финансовых компаний фактически закрылись западные рынки капитала, а в условиях неопределенности инвесторы изменили предпочтения, частично переключив внимание на альтернативные продукты, например на банковские депозиты, привлекательность которых повысилась с увеличением процентных ставок. Также отмечался рост досрочных расторжений по договорам страхования жизни. Однако с июня сегмент ИСЖ начал восстанавливаться — отдельные компании нашли новые инвестиционные решения для наполнения продуктов. Основными активами стали структурированные продукты, выпущенные российскими банками, а также акции российских компаний. Я уже упоминал о сокращении объемов страхования жизни заемщиков, а это 7% рынка в прошлом году. Однако в конце второго — начале третьего кварталов со снижением процентных ставок кредитование стало восстанавливаться, и это позволяет рассчитывать на улучшение ситуации в этом сегменте.
Что касается финансовой части, то основные вызовы связаны с управлением инвестиционным портфелем в условиях высокой волатильности цен финансовых инструментов, с заморозкой ряда иностранных активов страховщиков, попавших под санкции, а также с прекращением обработки платежей в валюте банками и контрагентами из Европы и США.
Еще одна проблема — закрытие возможности зарубежного перестрахования из-за санкций. Здесь Банк России принял меры для смягчения последствий возможного отказа зарубежных перестраховщиков от сотрудничества или исполнения своих обязательств перед российскими страхователями.
«Меры поддержки выбирались в диалоге с рынком»
— Какие именно меры принял ЦБ для сглаживания этих неблагоприятных эффектов, из каких соображений? Виден ли уже эффект от этих мер, если да — в чем это выражается?
— Банк России получил право устанавливать особые требования к деятельности финансовых организаций, включая страховщиков, в том числе приостанавливать действие отдельных правил и требований. Это дало нам достаточную гибкость для оперативного введения необходимых мер. Поддержка страхового сектора реализована по трем направлениям.
Первое — в части регулирования финансовой устойчивости. В момент резкого изменения ситуации цены не всегда адекватно отражают стоимость инструментов. Поэтому, чтобы не подталкивать компании к срочной продаже ценных бумаг и для сглаживания неопределенности в оценке цен финансовых инструментов и курсов валют, Банк России предоставил страховщикам право использовать при расчете нормативов цены, валютные курсы и процентные ставки по состоянию на 18 февраля 2022 года.
Также страховщики получили возможность использовать для оценки нормативов рейтинги кредитоспособности, присвоенные международными рейтинговыми агентствами по состоянию на 1 февраля этого года. Это позволило исключить негативное влияние на расчет капитала, связанное с отзывом иностранными агентствами рейтингов еврооблигаций российских заемщиков.
Смягчены вступившие в силу летом этого года требования к капиталу страховщиков, предписывающие компаниям резервировать капитал для покрытия рыночного и кредитного рисков. При определении требований к финансовой устойчивости в текущих условиях мы исходили из того, что у страховщиков должно быть достаточно капитала, чтобы пережить некоторое падение рынка, но не катастрофу из-за его обвала. Поэтому с учетом того, что уже произошло на фондовом рынке, компаниям, акционеры которых отказались от выплаты дивидендов, дано право при расчете капитала не применять сценарии ухудшения рыночной ситуации и заменить на менее консервативные оценки кредитного риска. Согласно нашим новым требованиям, страховщики до конца года не должны формировать дополнительный капитал под еще более негативное развитие ситуации, а на покрытие кредитных рисков им требуется значительно меньше средств.
Для смягчения шока мы разрешили страховщикам, не выплачивающим дивиденды, учитывать при расчете капитала стоимость ряда активов, в том числе замороженных. Полагаем, что от этого послабления нужно будет поэтапно отказаться — такие активы должны постепенно обесцениться и не учитываться при расчете нормативов.
Кроме того, 1 января 2023 года в очередной раз должны были быть повышены требования к размеру уставного капитала страховщиков. Банк России поддержал инициативу по переносу этого срока на год, до 1 января 2024 года, в июле был принят соответствующий закон.
— А если говорить о влиянии конъюнктуры товарных рынков, например в обязательном автостраховании?
— Для компенсации роста выплат, вызванного подорожанием запчастей, потребовалось изменить тарифный коридор ОСАГО. Он был расширен на 26% в обе стороны для большинства категорий автовладельцев. Это не означает повышение тарифа для всех водителей на эту цифру. В пределах нового расширенного коридора страховщики теперь даже в условиях роста стоимости запасных частей смогут сохранить принцип индивидуализации тарифа — устанавливать повышенную стоимость для аварийных клиентов и предлагать более выгодные условия для безубыточных водителей. При этом конкуренция между страховщиками является сдерживающим фактором роста стоимости полисов для таких страхователей.
Из-за трудностей определения цен на оригинальные запчасти нам пришлось изменить порядок формирования «Справочника стоимости запасных частей, работ и материалов». Теперь при его актуализации Российский союз автостраховщиков может при отсутствии на рынке оригинальной запчасти учитывать цену ее аналога.
При этом, несмотря на дефицит некоторых оригинальных запчастей и их аналогов на рынке, мы считаем неразумным при восстановительном ремонте поврежденных автомобилей по ОСАГО использовать бывшие в употреблении запасные части. Прежде всего из-за того, что нет понятного и эффективного механизма обеспечения безопасности дорожного движения при использовании таких деталей. Кроме того, в подобных случаях невозможно проконтролировать качество установленных б/у деталей и восстановительного ремонта в целом.
— Вы упоминали также сложности на рынке перестрахования…
— Действительно, второе направление поддержки рынка — обеспечение доступности перестрахования. Исторически риски передавались в основном крупным европейским и английским перестраховщикам. Теперь часть из них отказалась от российского бизнеса из-за уже введенных санкций, часть — из-за рисков новых санкций.
В этих условиях значительно возросла роль Российской национальной перестраховочной компании (РНПК). Чтобы РНПК могла принимать риски, перестрахование которых за рубежом сейчас невозможно, Банк России гарантировал увеличение ее капитала практически в десять раз, до 750 млрд руб. Такой размер капитала ставит компанию в один ряд с крупнейшими международными игроками. Это позволило РНПК за полтора месяца новой реальности в феврале—марте принять на себя риски, которые до этого годами принимали иностранные перестраховщики. При этом для снижения рисков страховщиков и обеспечения непрерывности их покрытия РНПК принимала в перестрахование риски по упрощенной процедуре и на приближенных к действовавшим ранее условиях.
И третье направление поддержки — снижение операционной нагрузки на страховщиков. Приостановлены или перенесены проверки и контактные надзорные мероприятия, ограничено применение административных наказаний к поднадзорным организациям и их должностным лицам, сроки исполнения предписаний и запросов существенно увеличены.
Банк России также поддержал инициативу страховщиков и перенес дату начала применения международных стандартов финансовой отчетности МСФО-17 «Договоры страхования», МСФО-9 «Финансовые инструменты» и новых правил подготовки финансовой отчетности по МСФО-17 на два года — с 1 января 2023 года на 1 января 2025 года. Более полное и точное раскрытие информации, хорошая сопоставимость между отчетностями страховщиков разных юрисдикций, безусловно, необходимы. Но в нынешней ситуации, когда мы соотносим выгоды от раскрытия информации по МСФО и расходы на подготовку такого раскрытия, мы понимаем, что ресурсы компаний можно использовать более эффективно.
— Почему были выбраны именно эти меры, какие еще есть варианты, резервы поддержки?
— Меры поддержки выбирались в диалоге с рынком и отраслевыми союзами. Здесь мы придерживались двух принципов. Во-первых, это должна быть системная мера, которая принесет пользу значительной части рынка. Во-вторых, это должна быть сбалансированная мера, которая поддерживает рынок, но не снижает степень защиты страхователей, особенно физических лиц. Так, мы не согласились перенести срок вступления в силу указания, которое повышает степень защиты прав заемщиков при покупке полиса страхования жизни и здоровья при получении потребительского кредита, новые требования действуют с 1 октября 2022 года. Несмотря на то что их выполнение достаточно трудоемко для компаний из-за практик мисселлинга, которые мы наблюдали на рынке, а также низкой потребительской ценности предлагаемых на рынке продуктов этого вида, мы не отказались от регулирования. По тем же причинам не поддержана инициатива перенести срок вступления в силу указания, которым с марта 2022 года введены требования о защите прав граждан при покупке полисов ИСЖ и НСЖ.
С 1 января 2023 года предусмотрен переход на новые правила расчета страховых резервов. С одной стороны, это довольно трудоемкий для рынка нормативный акт, поскольку операционная нагрузка на страховщиков вырастет, с другой — текущее регулирование подходит к расчету резервов достаточно консервативно. Переход к новому регулированию в отдельных случаях может убрать избыточную нагрузку на капитал. При этом мы понимаем, что требования нового регулирования разрабатывались в других условиях и, возможно, нам придется отдельные моменты ослабить. Так, планируется рассмотреть возможность внесения ряда изменений, позволяющих минимизировать избыточный консерватизм при формировании страховых резервов.
«Послабления будут сниматься поэтапно»
— Когда и каким образом предполагается отказываться от регуляторных послаблений?
— Приоритетное направление в этом вопросе: мы должны видеть реальное состояние дел в компании и иметь возможность оценивать ее финансовую устойчивость. Поэтому в первую очередь мы будем рассматривать отказ от фиксации цен активов при расчете капитала и нормативов. Для этого нам потребуется в том числе решить вопрос с наличием рейтингов у евробондов российских эмитентов в тех случаях, когда иностранные рейтинговые агентства отказались от их рейтингования.
Сейчас мы детально прорабатываем план возврата к стандартным регуляторным требованиям. Анализируются различные сценарии с учетом степени и этапов снятия тех или иных послаблений. Для каждого страховщика мы просчитываем последствия таких действий. В любом случае послабления будут сниматься поэтапно, чтобы у страховщиков была возможность адаптироваться к возвращению регуляторных требований.
— В чем отличие нынешних мер ЦБ от тех, которые применялись в 2020 году? В 2014-м и 2008-м?
— Различия в первую очередь в степени развития рынка. Масштабы изменений сейчас гораздо больше, чем в 2020-м или 2014 году, но и страховщики подошли к нынешним вызовам в более устойчивом положении.
Так, в рамках перехода к риск-ориентированному надзору в 2020 году были приняты новые требования к платежеспособности страховщиков, которые поэтапно вводятся с июля 2021-го. Меры, которые были приняты страховщиками с этого времени, позволили им войти в период санкционных ограничений с лучшим качеством активов и капитала.
Более развитое по сравнению с 2014-м и даже с 2020-м регулирование также дает больше возможностей для принятия мер поддержки. Запас финансовой устойчивости, сформированный в «тучные» годы, позволяет в период стресса действовать контрциклически.
— Какие опасения, имевшие место в начале санкционного кризиса, подтвердились на данный момент, какие — нет, почему?
— Ключевые риски для страхового рынка были идентифицированы оперативно и, как показала практика, достаточно точно. Основные опасения были связаны с ростом стоимости запчастей и перестрахованием.
При этом последствия первого полугодия оказались не настолько существенными, как можно было предположить, что удержало страховой рынок от критичного падения сборов.
Подтвердились опасения относительно снижения запаса регуляторного капитала в связи с заморозкой части активов страховщиков. Но при этом риски финансовой устойчивости рынка купированы как за счет регуляторных послаблений, так и за счет продолжающегося прибыльного бизнеса страховщиков.
В то же время нужно учитывать, что страховой рынок отличается инерционностью, поэтому оценивать результаты деятельности компаний и рынка целесообразно как минимум по итогам годовой отчетности. Однако, учитывая существующую на страховом рынке цикличность заключения договоров (в основном они заключаются сроком на год), более корректный анализ состояния рынка, его сегментов и отдельных участников можно будет сделать уже после завершения годового цикла, то есть по окончании первого квартала 2023 года.
Записал Петр РУШАЙЛО.
Ваша заявка успешно
отправлена !